http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Украинский рынок сои

Автор: РБК-Украина. Исследования рынков - 0 стр.
ID (номер): 2386
Версия для печати


Количество страниц:0



Сложности с реализацией сои в прошлом году заставили селян сократить площади под эту культуру. В этом сезоне, несмотря на полученный рекордный урожай, заработать на культуре удастся не всем, так как спрос на нее в мире снижается, а основные украинские потребители предпочитают выращивать сою сами или же закупать сырье у узкого круга поставщиков.

По данным аналитика компании «Украгроконсалт», если в минувшем сезоне в стране было собрано 700 тыс. т данной культуры, то в этом — порядка 860 тыс. т, притом что площади сократились. Однако, невзирая на достаточно высокую урожайность, составляющую 14–17 ц/га, далеко не все фермеры смогут получить ожидаемую прибыль.

Директор агентства ААА говорит о резком снижении цен на сою. Если в минувшем году пиковые ценовые показатели достигали $780/т, то этот сезон стартовал всего с $400/т, и вовсе не факт, что в дальнейшем они существенно вырастут. Эксперты поясняют удешевление культуры падением спроса на нее на мировых рынках, в частности в Европе, притормозившей с наращиванием производства биотоплива. Учитывая, что на экспорт традиционно уходит порядка 50% всего соевого урожая, влияние этого фактора на формирование внутренних цен весьма высоко. В нынешнем сезоне основные экспортные объемы сои уйдут в Турцию, которая увеличивает изготовление соевого масла, сообщает Деловая Столица.  

В Украине же главными потребителями сои станут производители курятины, использующие соевый шрот в качестве корма для птицы, и МЭЗы. Однако и те и другие в этом сезоне будут весьма капризными покупателями. Эксперты отмечают, что основные производители куриного мяса («Мироновский хлебопродукт» и «Гавриловские курчата») нарастили площади собственных угодий, на которых выращивают в том числе и сою (порядка 200 тыс. га). Это позволит компаниям закрыть потребности в соевом шроте собственной продукцией на 40–60%, а уже в следующем году они выйдут на цифру в 80% и получат реальную возможность диктовать сторонним продавцам шрота свои условия, сообщает «ДС». Уже в нынешнем сезоне производители куриного мяса пытаются сбить цены. Если изначально переработчики принимали шрот по 3,3 тыс. грн./т, то на сегодняшний день реальные продажи есть лишь у тех, кто готов отдавать товар по 2,6–2,7 тыс. грн./т. В дальнейшем продукт переработки сои может подешеветь еще больше, так как его ближайший конкурент — рапсовый шрот — стоит не дороже 1,4 тыс. грн./т. Не расположены скупать сою и МЭЗы. Они наращивают производство соевого масла, однако работают лишь с профильными хозяйствами, которые выращивают определенные высокопродуктивные сорта культуры.

Таким образом, рентабельность сои в этом сезоне может снизиться как минимум на 40–50%, однако, все же составит не менее 60%. То есть массовые отказы селян от ее выращивания маловероятны. Тем более что данная культура традиционно считается низкозатратной и облагораживает почву, насыщая ее азотом (посеянная после сои пшеница дает урожайность на 15–20% выше). По прогнозам эксперта, рассчитывать на существенное расширение площадей тоже не стоит. Украина вышла на оптимальный баланс производства сои. Поэтому если несколько лет назад селяне ежегодно расширяли площади на 40–80%, то в дальнейшем максимально возможный прирост даже при самой благоприятной рыночной конъюнктуре вряд ли превысит 5%.





Rambler's Top100