http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Обзор рынка кондитерских изделий Украины в 2016 году

Отрасли


Рынок бизнес-тренингов в России. Вып. 2.

Автор: DISCOVERY Research Group - 27.09.2007 - 160 стр.
ID (номер): 1412
Версия для печати


Дата выхода:27.09.2007
Количество страниц:160
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:2 100 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail



В сентябре 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило очередное исследование рынка бизнес-тренингов в России.

Согласно имеющимся данным, в 2005 г. объем российского рынка краткосрочного бизнес-образования составил примерно $170–200 млн. При этом ежегодно этот показатель растет на 25-30%. По оценкам DISCOVERY Research Group, объем рынка тренинговых услуг в 2006 году составил $219,3-258,0 млн. К концу 2007 году объем рынка возрастет, по нашим оценкам, до $286,1-336,6 млн., а в 2008 г. вырастет до $373,7-439,7 млн.

Однако, несмотря на рост рынка, текущий объем потребления услуг бизнес-образования в России катастрофически мал по сравнению с Европой: $ 1,5 и $ 86 на человека в год соответственно. Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, размер рынка бизнес-образования может достигнуть уровня $1,1-1,3 млрд. к 2016 г.

В настоящий момент на рынке действует более 450 тренинговых компаний, большая часть которых расположена в Москве. По оценкам экспертов, количество тренинговых программ превышает 1800. Наиболее популярными являются тренинги, связанные с продажами, рекламой, переговорами, менеджментом и маркетингом.

Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение объемов рынка, связанное с тем, что все больше руководителей предприятий осознают необходимость комплексного обучения своих сотрудников.

Согласно оценкам экспертов, на рынке нет компании-лидера. Барьеры входа на рынок продолжают оставаться достаточно низкими. Сейчас все более активно развивается тренинговый рынок Санкт-Петербурга и других регионов. По оценкам экспертов, региональный рынок демонстрирует высокие темпы роста, в то время как столичный рынок почти не растет. Так, по мнению одного из участников рынка в 2006 г. столичный рынок вырастет на 10%, а в регионах рост может достичь 40%.

Среди потребителей тренингов эксперты выделяют, прежде всего, средний и крупный бизнес, порядка 70-80% представителей которого обращаются к услугам тренинговых агентств. Аналогичный показатель для сегмента малого бизнеса несколько ниже - 50%.

Средний возраст направляемых на тренинги составляет в среднем 31 год и варьируется в пределах от 22 до 50 лет.
 
Цель исследования
Описать текущее состояние рынка бизнес-тренингов в России.

Задачи исследования
1.      Описать общую ситуацию и определить ключевые показатели бизнес-образования в России.
2.      Определить объем и темпы роста рынка в России, Москве и регионах России.
3.      Составить прогноз развития рынка в России, Москве и регионах России.
4.      Описать ключевые тенденции и перспективы развития рынка в России.
5.      Определить и описать факторы роста и торможения рынка.
6.      Выделить основные типы краткосрочного образования и виды бизнес-тренингов.
7.      Определить ключевые параметры текущей ситуации на рынке и его дальнейшего развития.
8.      Выявить:
•        цели проведения бизнес-тренингов;
•        критерии выбора тренинга и тренинговой компании;
•        источники информации о тренингах;
•        эффективность проведения тренингов и методы ее оценки.
9.      Охарактеризовать рынок бизнес-тренингов по следующим параметрам:
•        основные производители тренинговых услуг;
•        основные потребители тренинговых услуг;
•        ценовой аспект;
•        сезонность;
•        территориальные предпочтения проведения тренинга;
•        актуальные темы тренингов;
•        структура тренингового времени.

Объект исследования
Рынок бизнес-тренингов в России.

Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
 
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
 
Информационная база исследования
1.      Расчеты Discovery Research Group.
2.      Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
3.      Ресурсы сети Интернет.
4.      Материалы компаний.
5.      Аналитические обзорные статьи в прессе.
6.      Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
7.      Экспертные оценки.
8.      Интервью с производителями и другими участниками рынка.
9.      Материалы отраслевых учреждений и базы данных.


Содержание:

СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ      6
РЕЗЮМЕ      11

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ      12
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ         12
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ    12
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ    12
МЕТОД СБОРА ДАННЫХ       13
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ          13
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ    13

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАТКОСРОЧНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ            14
§ 2.1. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ      14
§ 2.2. ВИДЫ КРАТКОСРОЧНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ      22
§ 2.3. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ТРЕНЕРОВ           29

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ         33
§ 3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ 33
§ 3.2. ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА   35
§ 3.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ТРЕНИНГА        41
§ 3.4. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ТРЕНИНГОВОЙ КОМПАНИИ           47
1. Рейтинг тренинговой компании на рынке       51
2. Методологическая отработанность технологий обучения: технические средства, литература, методика и пр.         54
3. Личность тренера          54
4. Опыт работы компании 58
5. Соотношение цена/качество предлагаемого продукта         58
§ 3.5. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНИНГЕ            60
§ 3.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕННОГО ТРЕНИНГА  61

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ         69
§ 4.1. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ    69
§ 4.2. ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ           72
§ 4.3. ЦЕНОВАЯ ДИНАМИКА            77
§ 4.4. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ         80
§ 4.5. СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕНИНГОВОГО ВРЕМЕНИ     85
§ 4.6. СЕЗОННОСТЬ     87
§ 4.7. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА         87
§ 4.8. ВЛИЯНИЕ БРЕНДА        88

ГЛАВА 5. РАЗВИТИЕ РЫНКА КРАТКОСРОЧНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ       90
§ 5.1. МОСКВА  98
Анализ предложения тренинговых услуг  105
Анализ спроса на тренинговые услуги      109
§ 5.2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ       110
Анализ предложения тренинговых услуг  114
Анализ спроса на тренинговые услуги      118
§ 5.3. РЕГИОНЫ 119
Уральский регион     119
Приволжский федеральный округ  121
Сибирский регион     122

ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА 125
§ 6.1. ОТСУТСТВИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ    125
Четыре основные задачи сертификации 126
§ 6.2. НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОЖИДАНИЙ ЗАКАЗЧИКОВ  127
§ 6.3. НЕДОСТАТОК КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНЕРОВ      130
§ 6.4. ПИРАТСТВО        130

ГЛАВА 7. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ   133
§ 7.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ СТОЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ      133
§ 7.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ ЗАКАЗЧИКАМ    134
§ 7.3. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМЕ И МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ     137
§ 7.4. КРЕДИТНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ УСЛУГ     141
§ 7.5. СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ          141
§ 7.6. ОБМЕН ОПЫТОМ          144
§ 7.7. УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ   144
§ 7.8. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ       145
§ 7.5. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ        145

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТРЕНИНГИ ПО ЛОГИСТИКЕ     147
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТРЕНИНГИ ПО РЕКЛАМЕ И PR            148
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТРЕНИНГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВОМ          149
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТРЕНИНГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОДАЖАМИ       150
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ТРЕНИНГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ       151
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ТРЕНИНГИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ        153
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ТРЕНИНГИ ПО ВЕДЕНИЮ ПЕРЕГОВОРОВ  155
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ     156
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ТРЕНИНГИ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ       160

Перечень приложений:
Отчет содержит 8 таблиц и 61 диаграмму.

Диаграммы:
Диаграмма 1. Доли Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России в объеме рынка краткосрочного бизнес-образования в 2006 г., %.
Диаграмма 2. Темпы прироста объема рынка тренинговых услуг в России в 2005-2006 гг. (различные оценки), %
Диаграмма 3. Доли тренинговых компаний на рынке тренинговых услуг России по количеству обслуживаемых за год клиентов, %.
Диаграмма 4. Объем рынка тренинговых услуг в Москве и других регионах России в 2005-2006 гг. и прогноз до 2015 г., $ млн. (минимальная оценка).
Диаграмма 5. Объем рынка тренинговых услуг в Москве и других регионах России в 2005-2006 гг. и прогноз до 2015 г., $ млн. (максимальная оценка).
Диаграмма 6. Объем рынка тренинговых услуг России в 2005-2006 гг. и прогноз до 2015 г., $ млн.
Диаграмма 7. Объем рынка тренинговых услуг в России в 2006 г. (оценка DISCOVERY Research Group и участников рынка), $ млн.
Диаграмма 8. Общая классификация тренингов.
Диаграмма 9. Доли тренингов по мотивам их проведения в структуре заказов тренинговых компаний, %.
Диаграмма 10. Цели бизнес-образования с точки зрения работодателей (руководителей компаний), % от числа опрошенных.
Диаграмма 11. Цели бизнес-образования по мнению менеджеров (сотрудников компаний), % от числа опрошенных.
Диаграмма 12. Наиболее предпочтительные программы бизнес-образования для персонала, %.
Диаграмма 13. Факторы выбора тренингов в России в 2005 г. по результатам опроса профильных экспертов, %.
Диаграмма 14. Наиболее важные характеристики бизнес-образования, в % от количества опрошенных.
Диаграмма 15. Усвоение материала в зависимости от формы подачи, %.
Диаграмма 16. Уровень доверия различным источникам подтверждения качества программ бизнес-образования по мнению руководителей и сотрудников компаний, %.
Диаграмма 17. Факторы выбора учебного заведения руководителями компаний, %.
Диаграмма 18. Факторы выбора учебного заведения сотрудниками компаний, %.
Диаграмма 19. Критерии выбора поставщика тренинговых услуг, %.
Диаграмма 20. Ключевые факторы выбора тренинговой компании заказчиками в 2005 г., %.
Диаграмма 21. Доверие к различным источникам информации о бизнес-образовании со стороны сотрудников компаний в 2006 г., %.
Диаграмма 22. Доли основных источников информации о тренинговых программах в 2005 г.: Интернет, отзывы коллег, специализированные выставки, СМИ, %.
Диаграмма 23. Структура заказчиков тренингов в Москве по размеру бизнеса в 2006 г., %.
Диаграмма 24. Структура рынка краткосрочных бизнес-тренингов в России в 2005 г. по типам потребителей, %.
Диаграмма 25. Затраты российских компаний, обучающих различные группы сотрудников (топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, специалистов, молодых сотрудников и сотрудников обслуживающих подразделений), % от количества компаний.
Диаграмма 26. Затраты, на которые компании готовы идти в целях обучение своих сотрудников, % компаний.
Диаграмма 27. Ценовая сегментация двухдневных тренингов в 2000, 2003 и 2004 гг., %, $ чел/2 дня.
Диаграмма 28. Структура спроса в России на тренинговые программы по темам: продажи, общий менеджмент, финансы, управление персоналом, переговоры, комадообразование и т.д., по состоянию на 2005 г., %.
Диаграмма 29. Наиболее популярные тренинги в США по данным CO2 Partners в 2006 г., %.
Диаграмма 30. Наиболее популярные тренинги в России по данным НСК в 2006 г., %.
Диаграмма 31. Количество компаний, заказавших тренинги по различным направлениям, в России в 2006 г., %.
Диаграмма 32. Прогноз количества заказов тренингов в России (по данным Personnel Training), %.
Диаграмма 33. Структура распределение тренингового времени между лекцией и практической работой, %.
Диаграмма 34. Структура тренингового рынка в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г. по числу лет работы компании на рынке, %.
Диаграмма 35. Структура тренингового рынка в Москве и других регионах России в 2006 г. по видам заказчиков: местные и региональные, %.
Диаграмма 36. Структура тренингового рынка корпоративных услуг в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г. по числу проведенных тренингов за год, %.
Диаграмма 37. Структура тренингового рынка корпоративных услуг в Москве в 2005-2006 г. по количеству клентов за год, %.
Диаграмма 38. Структура рынка открытых тренингов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г. по числу проведенных тренингов за год, %.
Диаграмма 39. Доли ценовых сегментов рынка бизнес-тренингов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г., %.
Диаграмма 40. Доли ценовых сегментов рынка открытых тренингов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г., %.
Диаграмма 41. Структура рынка тренингов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г. по числу заказчиков (крупные компании, компании среднего размера, небольшие компании), %.
Диаграмма 42. Доли отечественных и зарубежных компаний в общем количестве заказов на проведение бизнес-тренингов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России в 2006 г., %.
Диаграмма 43. Структура тренинговых компаний по типу деятельности в России в 2005 г., %.
Диаграмма 44. Структура московского рынка краткосрочного образования по числу штатных и привлеченных тренеров, 2005 г., %.
Диаграмма 45. Структура московского рынка краткосрочного образования в 2005 г по числу лет работы компании на рынке, %.
Диаграмма 46. Структура московского рынка краткосрочного образования в зависимости от наличия компаниями филиалов в Санкт-Петербурге и других регионах России в 2005 г., %.
Диаграмма 47. Доля бизнес-тренингов (менее 40%, 40-50%, 50-70%, более 70%) в портфеле услуг московских тренинговых компаний в 2005 г., % от количества компаний.
Диаграмма 48. Количество компаний, предоставляющих услуги по различным тренинговым направлениям в Москве в 2005 г., %.
Диаграмма 49. Структура московского тренингового рынка в 2005 г. по числу открытых и корпоративных тренингов (менее 20, 20-50, 50-100, более 100), %.
Диаграмма 50. Доля ценовых сегментов московского рынка открытых тренингов в 2005 г. по числу работающих в них компаний, %.
Диаграмма 51. Доля ценовых сегментов московского рынка корпоративных тренингов в 2005 г. по числу работающих в них компаний, %.
Диаграмма 52. Доли московских компаний, пользующихся тренинговыми услугами, по размеру компаний в 2005 г., %.
Диаграмма 53. Структура петербургского тренингового рынка в 2005 г. по типам участников: тренинг-центры, фрилансеры, приезжие тренеры, %.
Диаграмма 54. Наличие у компаний, работающих на петербургском рынке краткосрочного образования филиалов в Москве в2005 г., %.
Диаграмма 55. Доля бизнес-тренингов в портфеле услуг петербургских тренинговых компаний в 2005 г., %.
Диаграмма 56. Количество компаний, предоставляющих услуги по различны тренинговым направлениям в Санкт-Петербурге в 2005 г., %.
Диаграмма 57. Структура петербургского рынка по числу проводимых тренингов в 2005 г., %.
Диаграмма 58. Доли ценовых сегментов рынка корпоративных тренингов в Санкт-Петербурге в 2005 г., %.
Диаграмма 59. Доли ценовых сегментов рынка открытых тренингов в Санкт-Петербурге в 2005 г., %.
Диаграмма 60. Доля бюджета на обучение в обороте российских и транснациональных компаний, %.
Диаграмма 61. Соотношение преимуществ и недостатков в использовании тренинговых услуг, %.

Таблицы:
Таблица 1. Сравнительная анализ видов краткосрочного бизнес-образования: лекция, семинар, тренинг
Таблица 2. Усвоение информации в зависимости от формата обучения
Таблица 3. Рейтинг наиболее популярных тренинговых компаний в 2007 г.
Таблица 4. Выручка консалтинговых компаний в области управления персоналом и его подбора, 2006 г., тыс. руб.
Таблица 5. Рейтинг наиболее популярных тренеров в  2007 г.
Таблица 6. Диапазоны цен на ключевые продукты бизнес образования (открытые, корпоративные, долгосрочный тренинг)
Таблица 7. Число привлекаемых тренинговых компаний представителями малого, среднего и крупного бизнеса в 2005 г., шт., %
Таблица 8. Основные участники рынка бизнес-тренингов в Санкт-Петербург

                       





Rambler's Top100