http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Экспорт украинских вин в Россию снизился на 30%

Автор: - 0 стр.
ID (номер): 565
Версия для печати


Количество страниц:0
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде



Российский рынок виноградных вин, до сих пор рассматривавшийся как очень перспективный, в текущем году сотрясали реформы. Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступивший в силу с января этого года, отменил действие старых акцизных марок для российского и импортного алкоголя.

Первыми пострадали российские производители: из-за отсутствия марок нового образца заводы простаивали полтора месяца. Импортная продукция со старыми марками могла ввозиться на территорию Российской Федерации до 1 апреля 2006 года, а реализовывать ее разрешалось до 1 июля.

С 27 марта 2006 года по санитарно-эпидемиологическим соображениям Роспотребнадзором были запрещены не только ввоз, но и любые операции с молдавскими и грузинскими винами. До последнего времени эта продукция составляла большую часть легального российского импорта вин. В короткое время украинские производители могли бы добиться успехов, получив льготные условия на вхождение в розничные сети, полки которых изрядно опустели, и увеличив объемы продаж украинских вин в России. Однако по упомянутым причинам украинские виноделы с 1 апреля 2006 года прекратили экспортировать виноградные вина на российский рынок. Только в конце мая первые марки нового образца стали поступать на винодельческие предприятия, что должно было вселить оптимизм в участников рынка. Однако, по словам операторов рынка, российские акцизные марки поставлялись с большими перебоями.

Еще одной проблемой стало то, что новый закон предусматривает нанесение на федеральную марку штрих-кода, содержащего, в частности, информацию о фирме-производителе, стране происхождения и виде напитка. Фиксироваться же эта информация должна в единой государственной автоматизированной системе учета — ЕГАИС. Препятствовать поступлению в розницу партий винодельческой продукции, прибывших в Россию, стали неоснащенность большинства компаний ЕГАИС, а также сбои в работе последней. До сих пор данные в систему можно вводить только вручную.

То, что украинские экспортеры в этом году испытывали трудности при пересечении российской границы, убедительно доказывают следующие цифры. До марта 2006 года украинский экспорт демонстрировал положительную динамику, но уже в апреле рост сменился резким падением объемов поставок, которое продлилось вплоть до июня (рис. 1). В итоге в первом полугодии 2006 года в Россию было поставлено около 402,6 тысячи декалитров виноградных вин украинского производства на сумму $6533,3 тысячи (рис. 2). В натуральном выражении падение объемов экспорта относительно января-июня 2005 года составило около 31%, а в стоимостном выражении в первом полугодии 2006 года из Украины в Россию было экспортировано вин на 26% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

При этом падение объемов экспорта продукции украинских виноделов могло быть еще более существенным. Однако, приостановив поставки готовой продукции, украинцы продолжали ввозить на территорию России виноматериалы, спрос на которые вырос в связи с запретом на импорт молдавских виноматериалов. В первом полугодии 2005 года украинские виноматериалы в Россию не ввозились.

Что касается структуры экспорта, то по сравнению с январем-июнем прошлого года, в текущем году, помимо появления потребности в виноматериалах, российские импортеры продемонстрировали увеличение доли крепленых вин в общем объеме закупок (рис. 3, 4).
Рассмотрим поставки различных типов украинских виноградных вин в Россию. Типы вин представлены в порядке убывания их значимости для экспорта.


Креплёные вина

Крепленые и десертные вина пользуются популярностью в России еще с советских времен. В январе-июне текущего года на российский рынок было поставлено около 169,2 тысячи дал украинских виноградных вин крепленой группы на сумму $3522,51 тысячи. В натуральном выражении вина этой категории заняли около 42% общего объема экспорта. В денежном выражении, за счет более высокой стоимости относительно других категорий напитков, доля крепленых и десертных вин составила около 53%.

По сравнению с первым полугодием 2005 года, экспорт крепленых и десертных вин в Россию в текущем году сократился на 13,2% в стоимостном выражении. В структуре поставок преобладали десертные вина. Объем экспорта десертных вин составил около $1485,77 тысячи, снизившись по сравнению с январем-июнем прошлого года на 22%. Объем экспорта таких вин, как херес и мадера, в стоимостном выражении сократился на 7% — до $717,68 тысячи. Объем поставок портвейна, напротив, вырос в денежном выражении на 10,7% и составил $1319,06 тысячи.

Наиболее крупными экспортерами виноградных вин данной категории в 2006 году были винодельческие предприятия Крыма — НПАО «Массандра» (АР Крым, г. Ялта, ТМ «Массандра») и ООО «Завод марочных вин и коньяков „Коктебель“ (АР Крым, г. Феодосия, ТМ „Коктебель“).

Столовые вина

Вина столовой группы есть в ассортименте продукции, выпускаемой большинством украинских экспортеров. Однако по сравнению с прошлым годом доля столовых вин в общем объеме экспорта существенно сократилась, составив около 36 и 28% в натуральном и стоимостном выражении соответственно. Столовых вин в январе-июне текущего года на территорию России было поставлено около 146,2 тысячи дал на сумму $1819,7 тысячи, что в стоимостном выражении на 46,7% меньше, чем за аналогичный период 2005 года. При этом россияне в большей степени отдавали предпочтение белым винам производства Украины. Однако за год доля белых вин в структуре поставок столовых вин снизилась с 63 до 60,5% в стоимостном выражении. Объем экспорта белых вин украинского производства в первом полугодии 2006 года составил около $1100,8 тысячи, тогда как экспорт красных вин не превысил $718,9 тысячи.

Игристые вина и шампанское

Из 19 производителей шампанского, расположенных на территории Украины, в этом году в Россию свою продукцию поставляли 5 предприятий. Объем экспорта игристых вин составил около 31,55 тысячи дал. Такой продукции виноделия за шесть месяцев было отгружено на сумму более $919,48 тысячи, что на 30,8% меньше, чем в январе-июне прошлого года. Доля игристых вин в общем объеме экспорта в денежном выражении сократилась с 15 до 14%.

Абсолютным лидером по объему отгрузок шампанского на российский рынок в первом полугодии текущего года стало ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery» (Донецкая область, г. Артемовск), реализовавшее продукции под марками «Крым» и «Артемовское» на сумму $479,12 тысячи.

Виноматериалы

Ранее украинские виноградные виноматериалы ввиду более высокой стоимости не могли составить конкуренцию молдавским на российском рынке. Однако в этом году ситуация изменилась. Несмотря на грозящий украинским виноделам дефицит виноматериалов, который обусловлен неурожаем винограда в связи с заморозками, имевшими место в январе-феврале 2006 года, операторы все же наладили поставки этой продукции в Россию. В этом году в натуральном выражении на виноматериалы пришлось около 13% общего объема украинского экспорта в Россию. В стоимостном выражении эта продукция занимала значительно меньший сегмент — около 4%. Общий объем экспорта украинских виноматериалов в Россию составил около 50,64 тысячи дал, что соответствовало около $230,26 тысячи.

Сухие виноматериалы собственного производства в Россию поставляли СП «Айсберг» (Закарпатская область, ТМ «Чизай») и ЧП «Дионис» (г. Одесса). «Айсберг» экспортировал около 33 тысяч дал виноматериала «Изабелла» на сумму $173,8 тысячи. «Дионис», помимо «Изабеллы», поставил на российский рынок сортовые белые и красные виноматериалы «Шардоне», «Мускат», «Саперави», «Мерло» и «Каберне» на сумму $56,46 тысячи.

Полудесертные вина

Полудесертные вина — специальные вина с объемной долей спирта 14—16% и массовой концентрацией сахара 50—120 г/л — в первом полугодии 2006 года, так же как и в январе-июне 2005-го, в стоимостном выражении заняли не более 1% в общем объеме экспорта украинских вин в Россию.

Всего за отчетный период в Россию было поставлено около 4,9 тысячи дал такой продукции. По сравнению с первым полугодием 2005 года, за этот же период 2006-го экспорт таких вин в стоимостном выражении сократился на 37,4% и составил около $41,42 тысячи.

Производители

В первом полугодии 2006 года свою продукцию в РФ экспортировали 17 украинских винодельческих предприятий. Их рейтинг, согласно объемам поставок в стоимостном выражении, представлен в таблице 1.

По объемам экспорта виноградных вин на Украине по-прежнему лидирует НПАО «Массандра». В России популярностью в основном пользуются крепленые вина, выпускаемые этим производителем. В январе-июне текущего года основой экспорта предприятия стали портвейны — в стоимостном выражении на них пришлось около 42% общего объема экспорта. Еще 21% заняли такие вина, как мадера и херес. После того как в конце марта отгрузки в Россию были остановлены, первую партию массандровских вин объединение смогло экспортировать только 30 мая. По сравнению с первым полугодием прошлого года, падение объемов экспорта составило 25% в стоимостном выражении. Импортером легендарной «Массандры» является ООО «Агора» (Московская область).

По итогам первого полугодия второе место в рейтинге экспортеров украинских вин заняло совместное украинско-российско-американское предприятие «Айсберг», поставлявшее бутилированную продукцию только в первом квартале текущего года. СП «Айсберг» пыталось восполнить снижение объемов сбыта, экспортируя виноматериалы. Однако, несмотря на это, по сравнению с январем-июнем 2005 года, за 5—6 месяцев текущего года объемы поставок продукции этого предприятия в Россию сократились в общей сложности на 29,5% в денежном выражении. На российский рынок вина, выпускаемые СП «Айсберг», импортировало московское ООО «Лудинг-трейд».

Одним из немногих предприятий, сумевших в этом году нарастить объемы поставок своей продукции в Россию, является завод марочных вин и коньяков «Коктебель». Объем экспорта продукции этого завода в январе-июне 2005 года составил около $109,5 тысячи, а в этом году он вырос до $545 тысячи. Как и в случае с «Массандрой», основной объем экспорта составили более крепкие вина. Контрольный пакет акций завода принадлежит украинской ГК «Союз-Виктан». Около 78% стоимостного объема экспорта было направлено в Москву на адрес фирмы «Союз-Виктан», а остальной объем пришелся на еще одного столичного импортера — ООО «МВФ „Мегатис“».

По итогам внешнеторговой деятельности в первом полугодии 2006 года четвертое место занял еще один производитель с давно известным для россиян именем — ООО «Инкерманский завод марочных вин» (АР Крым, Севастополь, ТМ Inkerman). При этом объем поставок продукции этого предприятия, по отношению к аналогичному периоду 2005 года, в стоимостном выражении сократился на 59%. В отличие от первой тройки предприятий, этот производитель в основном отправлял на экспорт сортовые марочные красные и белые вина. Практически весь объем продукции Инкерманского завода импортировала компания «Агора».

Замыкает пятерку лидеров по объемам экспорта виноградных вин в Россию ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery», работавшее на уровне прошлого года. Предприятие является одним из двух украинских заводов шампанских вин, производящих шампанское по классической технологии. Российскому потребителю в этом году предлагались такие марки коллекционного и выдержанного шампанского, как «Артемовское» и «Крым». Контрагентами предприятия являются столичные импортеры МВФ «Мегатис» и ООО «Легенда Крыма», а около 60% экспорта пришлось на ООО «Регата-А» (г. Ростов-на-Дону).

На долю пяти упомянутых импортеров в первом полугодии текущего года пришлось более 75% общего объема экспорта украинской винодельческой продукции в Россию. Крупнейшим российским импортером украинских вин остается компания «Агора», которая ввезла продукции на $3368,33 тысячи. Кроме того, в пятерку лидеров по объемам импорта вошли такие уже упомянутые компании, как «Союз-Виктан» — $427,07 тысячи, МВФ «Мегатис» — $403,48 тысячи, «Легенда Крыма» — $343,91 тысячи, а также ООО «Авионт» (Москва), импортировавшее продукцию украинского ООО «Квадро» на сумму $327,53 тысячи. На остальные девять российских компаний пришлось не более 23,5% общего объема украинского экспорта.

Подводя итоги, можно отметить, что, хотя по объективным причинам экспорт украинских виноградных вин в Россию в первом полугодии 2006 года продемонстрировал отрицательную динамику, во втором полугодии можно ожидать значительного роста объемов поставок. Российские импортеры будут увеличивать заказы украинских вин, чтобы компенсировать потери за предыдущее полугодие. В то же время, принимая во внимание частичную работу ЕГАИС, только в сентябре-октябре текущего года экспорт украинских вин может окончательно стабилизироваться. На данном этапе эксперты винодельческого рынка констатируют, что в наибольшей степени выиграли от запрета импорта молдавской и грузинской продукции российские производители. Однако Украина также может претендовать на освободившееся место наравне с Болгарией, Францией и странами Нового Света — Чили и Аргентиной.

Уровень потребления вин в России на душу населения за последние 5—6 лет вырос с 2,5 до 7 литров в год; в то же время он остается невысоким, по сравнению с экономически развитыми странами. При условии благоприятного экономического климата, а также популяризации такого напитка, как вино, винный рынок России имеет большие перспективы роста.

Wine Marketing Research

ОПРОС

Какого рода исследований (информации), в которой Ваша компания испытывает регулярную потребность, не хватает на рынке в настоящее время?












результаты
голосований





Rambler's Top100