http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Российский рынок цемента. Выпуск 3

Автор: DISCOVERY Research Group - 02.04.2007 - 139 стр.
ID (номер): 937
Версия для печати


Дата выхода:02.04.2007
Количество страниц:139
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:2 210 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail или экспресс-курьер 1-5 раб. дней (Россия, СНГ, вся планета)



В апреле 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило проведение исследования рынка цемента в России.

В 2006 году мировая цементная промышленность произвела около 2,3 млрд. т. цемента. Уже к 2010 году, по прогнозам аналитиков мировое производство цемента достигнет отметки в 2,8 млрд. т.

Доля российских производителей в мировом производстве незначительна. В 2005 году объёмы производства цемента в России достигли по данным Росстата 48,5 млн. т., что на 7 % больше уровня 2004 года. По итогам 2006 года производство цемента в стране достигло 53-54 млн т. Темпы роста составили, по разным оценкам, от 9% (Росстат) до 12% (мнение Ф.Гальчева).

Таким образом, можно отметить, что динамика роста производства цемента в России превышает как мировые показатели развития отрасли (мировая цементная промышленность растет на 4 - 6 % в год), так и темпы роста ВВП в России.

Важнейшими стимулами для развития отрасли является строительный бум в стране, а также рост потребления цемента в странах СНГ (в первую очередь, в Казахстане, Азербайджане, Белоруссии и Украине).

При этом барьерами для развития отрасли являются следующие факторы: износ оборудования, устаревание технологий производства цемента, низкая степень автоматизации производственного процесса. В последние годы влияние на состояние рынка стало оказывать и сокращение сырьевой базы: производители вынуждены вести борьбу за каждое месторождение. Например, в июне 2006 г. с аукциона было продано одно из крупнейших месторождений цементного сырья Волгоградской области - Усть-Грязнухинское. При стартовой цене в 500 тыс. рублей победитель заплатил за лицензию на право пользования недрами 99,5 млн рублей.

Высокий спрос на цемент в сочетании с вышеуказанными факторами, сдерживающими развитие отрасли, приводит к появлению острого дефицита цемента и, как следствие, к росту цен. По оценкам ряда аналитиков, за 2006 год в некоторых регионах цена увеличилась на 350% (в большинстве субъектов - на 50-60%).

Важнейшей тенденцией 2006 г. стал приток инвестиций в отрасль. Российские и зарубежные бизнес-структуры начинают рассматривать вложения в цементную промышленность как высокодоходное мероприятие - повышаются котировки акций цементных заводов, начинается инвестирование проектов по модернизации имеющихся производственных мощностей и покупке новых. Также инвестиции вкладываются в поглощение мощностей менее крупных игроков цементного рынка.

Основных производителей цемента, играющих заметную роль на российском цементном рынке можно разделить на три группы: российские холдинги, объединяющие несколько заводов; крупные российские заводы - производители цемента, пока еще не входящие в состав промышленных групп; зарубежные холдинги, присутствующие на российском рынке.

К наиболее крупным российским холдингам относятся "Ероцемент груп" и "Сибирский цемент", крупнейшие зарубежные производители цемента на российском рынке представлены компаниями Lafarge, Holcim, Heidelberg. Российские заводы, не интегрированные в состав промышленных групп, как правило, характеризуются небольшими объемами производства. Исключения - Новоросцемент и Мордовцемент. Отметим, что в феврале 2007 г. появилась информация о том, что менеджмент "Новоросцемента" продаст контрольный пакет акций бывшему партнеру Алишера Усманова Льву Кветному. Отмечалось, что он должен приобрести 97% акций предприятия примерно за $ 1 млрд. Мордовцемент, по оценкам отраслевых специалистов, также является одним из наиболее вероятных кандидатов на поглощение.

Переходя от анализа производства цемента, к анализу структуры потребления, необходимо отметить, что наиболее крупными внешними (зарубежными) потребителями российского цемента по итогам 2006 года являются Казахстан, Азербайджан, Беларусь. При этом, сама Россия стала импортировать цемент не только из традиционных стран партнеров в данной отрасли (например, Украины), но и из таких стран как Китай и Монголия.

Во внутрироссийском потреблении наибольшим спросом цемент пользуется при получении сборного железобетона (52%), асбоцементных изделий (22%), а также при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ (17%).

По итогам 2006 года наиболее цементодостаточной региональной зоной являлся Приволжский федеральный округ. Наивысшие показатели дефицита цемента отмечаются в Центральном ФО и Северо-Западном ФО. Потенциально цементодефицитными регионами является Уральский ФО и Сибирский ФО.

 

Цель исследования

Описать состояние российского рынка цемента.

 

Задачи исследования

1. Определить объем, темпы роста и основные тенденции развития мирового рынка цемента.

2. Определить емкость российского рынка цемента в натуральном выражении.

3. Определить темпы роста рынка цемента в России.

4. Охарактеризовать факторы, сдерживающие рост рынка.

5. Определить факторы, стимулирующие развитие рынка.

6. Охарактеризовать барьеры входа на рынок.

7. Определить факторы, влияющие на политику ценообразования на российском рынке цемента.

8. Охарактеризовать основные тенденции, определяющие развитие рынка цемента в России.

9. Описать деятельность ключевых производителей цемента в России, основные показатели их деятельности.

10. Описать основные проекты по строительству цементных новых заводов и модернизации действующих.

11. Описать перспективы развития цементной отрасли в России.

12. Определить объем и динамику импорта и экспорта цемента, основных потребителей и поставщиков цемента в России.

 

Объект исследования

Российский рынок цемента.

 

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

 

Метод анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

 

Информационная база исследования

1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.

2. Ресурсы сети Интернет.

3. Материалы компаний.

4. Аналитические обзорные статьи в прессе.

5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

6. Экспертные оценки.

7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Базы данных Discovery Research Group.



Содержание:

СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ      6

РЕЗЮМЕ      8

Технологические характеристики исследования       10

Цель исследования        10

Задачи исследования     10

Объект исследования    10

Метод сбора данных      10

Метод анализа данных  10

Информационная база исследования  11

Глава 1. Общая характеристика цементной продукции       12

§ 1. Виды цементов       12

§ 2. Маркировки цементов       15

§ 3. Технологии изготовления цемента          17

Глава 2. Показатели развития мировой цементной индустрии и место российской цементной отрасли в мире   19

Глава 3. Общая характеристика рынка цемента в России  24

§ 1. Объем и темпы роста производства        24

§ 2. Факторы роста и торможения цементного производства         27

2.1. Факторы роста цементной отрасли           27

2.2. Факторы, сдерживающие рост отрасли     28

Глава 4. Финансовые показатели развития отрасли            33

§ 1. Повышение цен на цемент            33

§ 2. Инвестиции в отрасль        36

§ 3. Сравнение оценки активов с западными компаниями-аналогами      39

§ 4. Инвестирование сделок по слияниям - поглощениям   40

§ 5. Прогноз финансовых показателей отрасли в среднесрочной перспективе    45

Глава 5. Планы по строительству цементных заводов в России   48

Глава 6. Основные производители цемента на российском рынке           56

§ 1. Россйиские холдинги         57

1.1. "Евроцемент груп"       57

Белгородский цемент          62

Жигулевский завод  63

Катавский цемент    64

Кавказцемент           66

Липецкий цементный завод          66

Мальцовский портландцемент      68

Невьянский цементник       69

Савинский цементный завод         70

Ульяновскцемент     71

1.2. Интеко   72

Верхнебаканский завод       73

Атакайцемент           73

1.3. Новосибирская промышленная группа РАТМ           74

Искитимцемент        75

1.4. Сибирский цемент        77

Ангарскцемент         80

Красноярский цементный завод   81

Тимлюйский цементный завод     82

Топкинский цемент 83

1.5. Альфа-цемент   84

Вольскцемент           84

Щуровский цементный завод        87

1.6. Парк - груп         88

Спасскцемент           88

1.7. Базовый элемент          89

Ачинский глиноземный комбинат            89

§ 2. Отдельные заводы, не входящие в цементные корпорации     90

2.1. Воркутинский цементный завод        90

2.2. Горнозаводскцемент    91

2.3. ОАО "Магнитогорский цементный завод"   94

2.4. Мордовцемент  95

2.5. Новоросцемент 96

2.6. Себряковский цементный завод         99

2.7. Якутцемент      100

§ 3. Зарубежные корпорации    101

3.1. Heidelberg Cement         101

3.2. Holcim     103

3.3. Lafarge    103

Воскресенскцемент  104

Уралцемент  107

3.4. Dyckerhoff          108

Сухоложскцемент    108

3.5. Китайские производители      109

ГЛАВА 7. Производство цемента на рынках ближнего зарубежья           111

§ 1. Беларусь       111

§ 2. Украина        111

§ 3. Казахстан     112

§ 4. Узбекистан   113

§ 5. Азербайджан           114

§ 6. Литва            115

Глава 8. Потребление цемента: общая характеристика внешнеторговых операций    116

§ 1. Экспорт        116

§ 2. Импорт         117

Глава 9. Потребление цемента внутри России           119

§ 1. Характеристика потребления по отраслям          119

§ 2. Характеристика потребления по регионам         120

Приволжский федеральный округ  123

Сибирский федеральный округ       124

Дальневосточный федеральный округ      126

Южный федеральный округ           128

Уральский федеральный округ        129

Центральный федеральный округ 130

Северо - Западный федеральный округ     131

Приложение 1. Области применения ценмента         133

Приложение 2. Сводные данные по российским цементным заводам (предприятие, регион, проектная мощность в млн. тонн, год запуска, способ производства, используемое топливо)        137



Перечень приложений:

В отчете содержится 14 таблиц и 23 диаграммы.

 

Диаграммы

Диаграмма 1. Доли регионов в общем мировом объеме производства цемента, 2005г., %.

Диаграмма 2. Корреляция между численностью населения Земли (млрд. чел.) и объемом производства цемента (млрд. тонн).

Диаграмма 3. Уровень цен на цемент в Европе и США (без НДС) в 2005 гг. и прогноз на 2006- 2010 гг., долл. за тонну.

Диаграмма 4. Объем строительных работ в России в стоимостном выражении в 2000-2005 гг., млн. руб.

Диаграмма 5. Производство цемента в России в 1992 - 2006 гг. млн т.

Диаграмма 6. Объем потребляемого цемента и производство цеента в России в 2001-2005 гг. и прогноз на 2006-2010 гг., млн.тонн.

Диаграмма 7 . Соотношение "сухого" и "мокрого" способов производства цемента в России и в остальном мире в 2006 г., %.

Диаграмма 8. Энергоемкость "сухого" и "мокрого" способов производства цемента, т.у.т./тонна клинкера.

Диаграмма 9. Себестоимость производства при использовании "мокрого" и "сухог" способа производства цемента в 2004 - 2005 гг., долл. за тонну.

Диаграмма 10. Производительность труда в цементном производстве в России и за рубежом, тонн клинкера на одного рабочего/ час

Диаграмма 11. Среднегодовая цена на цемент в 2001-2006 гг., руб./т

Диаграмма 12. Объем спроса, предложения и производственные мощности российских цементных компаний в 2001 - 2005 гг. и прогноз на 2006-2010 гг., млн.т.

Диаграмма 13. Оценка стоимости акций российских цементных предприятий в сравнении с индексом РТС в 2005 - 2006 гг.

Диаграмма 14. Прогнозируемый уровень рентабельности российских цементных предприятий в 2006-2010 гг.

Диаграмма 15. Объем продаж цемента заводами, входящими в групу "Сибирский цемент", в 2002-2005 и прогноз на 2006-2007 гг., млн. т.

Диаграмма 16. Объем производства цемента на предприятии "Вольскцемент" в 2002-2006 гг. и прогноз на 2007-2010 гг., тыс.т.

Диаграмма 17. Объем производства цемента на Щуровском заводе в 2002-2006 гг. и прогноз на 2007-2010 гг., тыс.тонн.

Диаграмма 18. Объем производства цемента на предприятии "Горнозаводскцемент" в 2002-2006 гг. и прогноз на 2007-2010 гг., тыс. т.

Диаграмма 19. Структура затрат Новоросцемента (постатейно) в 2006 г., %.

Диаграмма 20. Объем производства цемента на предприятии "Воскресенскцемент" в 2002-2006 гг. и прогноз на 2007-2010 гг., тыс.тонн.

Диаграмма 21. Структура потребления цемента различными группами потребителей в 2006 г., %.

Диаграмма 22. Темпы роста производства цемента в субъектах РФ в 2005 г, %

Диаграмма 23. Объем производства цемента в федеральных округах в 2005г., тыс. т.

 

Таблицы:

Таблица 1. Ключевые показатели деятельности и крупнейших мировых корпораций по производству цемента в 2004-2005 гг. (объем наличных мощностей и производства, выручка, чистая прибыль, чистый долг, рыночная капитализация)

Таблица 2. Объем производства и имеющиеся мощности в странах мировых лидерах по производству цемента в 2004 - 2005 гг, млн.тонн.

Таблица 3. Объем производства цемента и темпы роста в январе-феврале 2007 г., млн. тонн и %.

Таблица 4. Объем инвестиций, мощность завода, расходы и доходы (постатейно), прибыль и окупаемость при возведении типового проекта цементного завода в России и в Индии

Таблица 5. Стоимость акций и финансовые показатели крупнейших российских цементных предприятий в 2006 г.,

Таблица 6. Показатели производственной деятельности и финансовые результаты у российских и международных цементных компаний в 2005 г.

Таблица 7. Объем производственных мощностей, объем производства и доля рынка, контролируемые крупнейшими игроками на рынке цемента в 2004 г., млн. т. и %.

Таблица 8. Региональная структура продаж продукции Вольскцемента в 2006 г., %.

Таблица 9. Средние внутрироссийские и экспортные цены на цемент в 2000-2004 гг., руб./т. и $ /т.

Таблица 10. Объем товарных потоков цемента из одного федерального округа в другой в 2004 г., млн. т

Таблица 11. Объем потребления, производства, уровень дефицита (избытка) цемента в федеральных округах в 2004 г., млн. тонн

Таблица 12. Потребление, производство, избыток, дефицит цемента в федеральных округах в 2005 г., млн.т.

Таблица 13.Области применения цемента (вид и марка цемента, основное назначения, применение, запрет на применение)

Таблица 14. Сводные данные по российским цементным заводам (предприятие, регион, проектная мощность в млн. тонн, год запуска, способ производства, используемое топливо)

ОПРОС

Какого рода исследований (информации), в которой Ваша компания испытывает регулярную потребность, не хватает на рынке в настоящее время?












результаты
голосований





Rambler's Top100