http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Рынок соков, нектаров и сокосодержащих напитков в России под влиянием кризиса: современное состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: DISCOVERY Research Group - 18.12.2008 - 122 стр.
ID (номер): 2796
Версия для печати


Дата выхода:18.12.2008
Количество страниц:122
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:3000 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail или экспресс-курьер 1-5 раб. дней (Россия, СНГ, вся планета)
Скачать: Демо-файл (301 Kb) Нажмите сюда, чтобы скачать!



В декабре 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков.

По оценкам ряда экспертов объем российского рынка соков составил 2,6 млрд. л в 2006 году, или $3 млрд. в денежном выражении. В ближайшие пять (до 2010 г.) лет он будет расти в среднем на $270-320 млн. в год.

По оценкам аналитиков компании Discovery Research Group, объем рынка соков в России в 2007 году в стоимостном выражении составил порядка $2,75 млрд. в ценах производителей. В розничных ценах рынок соков в России в 2007 году составил порядка $3 млрд. 

Однако уже с конца 2007 - начала 2008 г. российские производители соков, нектаров и сокосодержащих напитков начали испытывать: рынок, который до этого прирастал двузначными цифрами, резко замедлил темп роста. Ситуация еще сильнее усугубилась из-за разразившегося экономического кризиса. В 4 квартале 2008 г. впервые за последние годы было отмечено падение продаж.

Согласно пессимистичным оценкам экспертов, рынок соков в 2008 г. ждет падение более чем на 10%. Самый оптимистичный прогноз сделан аналитиком инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Татьяной Бобровской. Она полагает, что в 2009 г. рынок  всего лишь замедлит темпы прироста до 8-9%.

Общий объем произведенных питьевых соков в России в 2006 году составил порядка 6 427 988  тыс. усл. банок, из которых 6 376 126 тыс. усл. банок пришлось на фруктовые соки, и 51 862 тыс. усл. банок на овощные соки. В 2007 г. общий объем произведенных в России соков достиг 8 617 774  тыс. усл. банок, из которых 6 528 607 тыс. пришлось на фруктовые соки, а 73 927 тыс. усл. банок на овощные соки.

Если рассматривать сегменты ранка по объему упаковки, то в 2007 году было продано более 500 миллионов литров соков и сокосодержащих напитков в порционной упаковке, объемом 0,3-0,5 литра, что составило порядка 17 % от общего объема рынка.

Более 80% рынка по итогам 2008 года делят между собой 4 крупных производителя: «Лебедянский» (30%), «Нидан» (16%), «Мултон» (22%) и «ВБД» (18%).

По оценкам участников рынка, в крупных городах России рынок соков близок к насыщению. Например, в Москве ежегодный уровень потребления соков составляет около 37 л. на человека, что превышает среднеевропейский показатель в 25-30 л. В тоже время в регионах средний уровень потребления составляет лишь порядка 12 л в год.

Цель исследования

Описать текущее состояние и перспективы развития российского рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков.

Задачи исследования

1.         Описать состояние рынка соков и его отдельных сегментов по следующим показателям:

•          объем рынка и сегментов;

•          структура потребления;

•          объем и доли товарных сегментов;

•          темпы роста;

•          факторы роста и торможения рынка;

•          тенденции и перспективы развития рынка;

•          объем производства и доли рынка производителей и торговых марок;

•          барьеры входа на рынок;

•          объем отечественных и иностранных инвестиций;

•          рентабельность работы предприятий.

2.         Составить список ведущих производителей и торговых марок в различных сегментах рынка соков.

3.         Определить объем производства соков в России по компаниям-производителям.

4.         Сделать прогноз развития рынка соков на 2009 г.

5.         Описать деятельность производителей соков в России по следующим показателям:

•          объем производства;

•          динамика производства;

•          реализуемые в настоящий момент проекты;

•          планы и проекты игроков рынка по развитию производства и сбыта соков.

6.         Определить и описать основные каналы сбыта и форматы торговли соками.

7.         Определить производителей и технологические характеристики оборудования  для производства:

•          Соков в стеклянных банках.

•          Соков сегмента Premium.

•          Соков в упаковках Tetra Pak.

Объект исследования

Рынок соков, нектаров и сокосодержащих напитков в России.

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Метод анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

Информационная база исследования

1.         Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.

2.         Обработка и анализ баз данных ФСГС РФ (Росстат).

3.         Расчеты Discovery Research Group.

4.         Ресурсы сети Интернет.

5.         Материалы компаний.

6.         Аналитические обзорные статьи в прессе.

7.         Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8.         Экспертные оценки.

9.         Интервью с производителями и другими участниками рынка.

Содержание:

СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ

9

РЕЗЮМЕ

12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

13

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

13

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

13

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

14

МЕТОД СБОРА ДАННЫХ

14

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ

14

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

14

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В РОССИИ

15

ГЛАВА 2. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА СОКОВ

17

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА СОКОВ

20

Сегменты рынка по технологии производства

23

Сегменты рынка по цене

24

Сегменты рынка по вкусовым характеристикам: апельсиновый, яблочный, томатный, смеси

25

Сегменты рынка по типу упаковки

30

Объем производства соков в 2006 г. по федеральным округам и Субъектам федерации

32

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА СОКОВ В 2007 Г. ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ И СУБЪЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ

36

ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СОКОВ В РОССИИ

47

Обогащение соков витаминами и минералами

47

Консолидация рынка

48

Обострение конкуренции между ведущими компаниями

52

Приход новых игроков на рынок

55

Развитие региональных рынков

61

Рост спроса на дорогие соки

63

Расширение ассортимента продукции

64

Совершенствование упаковки и технологии

65

Расширение компаний в регионы

69

Развитие новых сегментов рынка

71

ГЛАВА 5. ФАКТОРЫ РОСТА И ТОРМОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ СОКОВ

74

Факторы роста

74

§ 5.1. РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

74

§ 5.2. РЕКЛАМНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

74

§ 5.3. НАЛАЖИВАНИЕ КАНАЛОВ СБЫТА И ПОСТАВОК

75

Факторы торможения

79

Законодательное регулирование

80

Закрытие рынка сбыта в Белоруссии для российских производителей соков

81

ГЛАВА 6. КАНАЛЫ СБЫТА

83

§ 6.1. РЫНКИ, КИОСКИ, ПАВИЛЬОНЫ, МАГАЗИНЫ, НОВЫЕ ФОРМАТЫ

83

§ 6.2. HORECA

84

ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА СОКОВ

85

§ 7.1. PEPSICO И ОАО «ЛЕБЕДЯНСКИЙ»

85

Общая информация и история компании

85

Финансовые и операционные показатели деятельности компании

85

Сделки компании «Лебедянский»

88

Продукты компании

91

§ 7.2. ОАО «ВБД ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

95

Сделки компании

95

Финансовые и операционные показатели деятельности компании

96

Прогноз развития

102

§ 7.3. НИДАН И LION CAPITAL

103

Финансовые и операционные показатели деятельности компании

103

Продукты компании

104

§ 7.4. COCA-COLA И «МУЛТОН»

108

§ 7.5. «БАЛТИМОР-ХОЛДИНГ»: СОКИ «8 ОВОЩЕЙ»

109

§ 7.6. «САДЫ ПРИДОНЬЯ»

112

ГЛАВА 8. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОКОВОЙ ПРОДУКЦИИ

114

ПРИЛОЖЕНИЯ

118

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАБЛИЦА. ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ФРУКТОВЫХ СОКОВ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ В 2006 -2007 ГГ., ТЫС. УСЛ. БАНОК.

118

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦА. ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ОВОЩНЫХ СОКОВ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ В 2006 -2007 ГГ., ТЫС. УСЛ. БАНОК.

120

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДИАГРАММЫ. ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ОВОЩНЫХ СОКОВ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ В 2006 -2007 ГГ., ТЫС. УСЛ. БАНОК.

121

 

Приложения:

Отчет содержит 40 диаграмм и 14 таблиц:

Диаграммы:

Диаграмма 1. Объем рынка безалкогольных напитков в России в стоимостном выражении в 2006-2011 гг., $ млрд.

Диаграмма 2. Объем рынка безалкогольных напитков в России в натуральном выражении в 2006-2011 гг.,  млрд. л.

Диаграмма 5. Объемы рынка соков в России в натуральном выражении в 2000-2007 гг.,  млрд. л.

Диаграмма 6. Прогноз объемов рынка  соков в России в натуральном выражении в 2007-2010 гг.,  млрд л.

Диаграмма 7. Доли продаж крупнейших компаний на рынке соков в России в первом полугодии 2008 года, %

Диаграмма 7. Рейтинг ТОП 5 ведущих брендов по объемам продаж в рознице в России в 2007 году, %

Диаграмма 8. Доли 4 крупнейших компаний в объеме рынка соков в натуральном выражении в 2005 году,  %

Диаграмма 9.  Доли 4 крупнейших компаний в объеме рынка соков в России в 2006 году,  %.

Диаграмма 10. Объемы продаж и доли 4 крупнейших компаний на рынке соков в России в 2007 году в натуральном выражении, млн. л. и %  

Диаграмма 11. Объемы производства соков различных вкусов в 2006 году, тыс. усл. банок

Диаграмма 12. Доли и объемы 4 лидирующих производителей в производстве фруктовых соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок и %.

Диаграмма 13. Объемы и доли 4 лидирующих производителей в производстве овощных соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок и %.

Диаграмма 14. Доли производства соков в тарах меньше и больше 1 л. в общем объеме производства соков в стеклянной таре, %.

Диаграмма 15. Объемы производства фруктовых соков в России в 1998-2007 гг., тыс. усл. банок.

Диаграмма 16. Объемы производства овощных соков в России в 1998-2007 гг., тыс. усл. банок. Диаграмма 17. Объемы производства 6  лидирующих производителей яблочных соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок.

Диаграмма 18. Объемы производства 8 лидирующих производителей цитрусовых соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок.

Диаграмма 19. Объемы производства 5  лидирующих производителей абрикосовых соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок

Диаграмма 20. Доли и объемы производства 5 лидирующих производителей персиковых соков в России в 2006 году, %  и  тыс. усл. банок.

Диаграмма 21. Объемы производства 6 лидирующих производителей виноградных соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок.

Диаграмма 22. Объемы производства 4 лидирующих производителей вишневых соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок.

Диаграмма 23. Доли федеральных округов в производстве фруктовых соков в России в 2006 году, тыс усл. банок и %

Диаграмма 24. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Центральном федеральном округе в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 25. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Северо-Западном федеральном округе в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 26. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Южном федеральном округе в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 27. Доли федеральных округов в производстве фруктовых соков в России в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 28. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Центральном федеральном округе в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 29. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Северо-Западном федеральном округе в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 30. Доли Субъектов федерации в производстве фруктовых соков в Южном федеральном округе в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 31. Объемы производства фруктовых соков в лидирующих федеральных округах в 2006-2007 гг., тыс. усл. банок

Доли федеральных округов в производстве овощных соков в России в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 32.

Диаграмма 33. Доли Субъектов федерации в производстве овощных соков в Центральном федеральном округе в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 34. Доли Субъектов федерации в производстве овощных соков в Южном федеральном округе в 2006 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 35.  Доли федеральных округов в производстве овощных соков в России в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 36.  Доли Субъектов федерации в производстве овощных соков в Центральном федеральном округе в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 37. Доли Субъектов федерации в производстве овощных соков в Южном федеральном округе в 2007 году, тыс. усл. банок и %

Диаграмма 38. Объемы производства овощных соков в лидирующих федеральных округах в 2006-2007 гг., тыс. усл. банок

Диаграмма 39. Объем продаж и чистая прибыль компании «Лебедянский» в 2005-2006 г.г., $  млн.

Диаграмма 40. Выручка и валовая прибыль компании Вим-Билль-Данн в 2006-2007 году. $  млн.

Таблицы:

Таблица 1. Доли продаж 4 крупнейших компаний в  общем объеме российского рынка соков в 2006-2008 гг.,  млн. л. и %

Таблица 2. Объем производства фруктовых соков в 2006 году ведущими производителями, тыс. усл. банок

Таблица 3. Объем производства овощных соков в 2006 году ведущими производителями, тыс. усл. банок

Таблица 4. Объем производства фруктовых соков в стеклянной таре емкостью 1л  и  ниже, тыс. усл. банок

Таблица 5. Объем производства фруктовых соков в стеклянной таре емкостью свыше 1л, тыс. усл. банок

Таблица 6. Объемы производства  яблочных соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 7. Объемы производства цитрусовых соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 8. Объемы производства абрикосовых соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 9. Объемы производства персиковых соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 10. Объемы производства виноградных соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 11. Объемы производства вишневых соков российскими производителями в 2006 году, тыс. усл. банок

Таблица 12. Прогноз операционных показателей компании «Лебедянский» на 2007-2010 гг.

Таблица 13. Основные показатели ОАО "ВБД" в первом квартале 2007 года, $ млн.

Таблица 14. Операционные показатели ВБД с 2007 по 2011 гг. (по прогнозам инвестиционной компании «Проспект»)

 

ОПРОС

Какого рода исследований (информации), в которой Ваша компания испытывает регулярную потребность, не хватает на рынке в настоящее время?












результаты
голосований





Rambler's Top100