http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Рынок обуви в России под влиянием кризиса: текущее состояние и перспективы развития

Автор: DISCOVERY Research Group - 19.03.2009 - 235 стр.
ID (номер): 2973
Версия для печати


Дата выхода:19.03.2009
Количество страниц:235
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:4 195 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail или экспресс-курьер 1-5 раб. дней (Россия, СНГ, вся планета)



В марте 2009 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка обуви.

Существует множество оценок объема обувного рынка в России. Несоответствие между оценками обуславливается как разницей в используемых методах оценки, так и значительной долей теневого сектора на рынке. По имеющимся данным, объем российского обувного рынка в 2008 году составил от 450 до 600 млн. пар обуви.

По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, объем российского рынка обуви в 2008 году с учетом теневого сектора, представленного в основном нелегальным импортом, находился в диапазоне 416,6-635,1 млн. пар. Темпы роста рынка - около 15%, но уже в 2009 году произойдет резкое замедление темпов роста рынка, вызванное, прежде всего влиянием последствий финансового кризиса 2008 года.

В стоимостном выражении общий объем рынка оценивается специалистами DISCOVERY Research Group в $16,5-23 млрд. Различие оценок обуславливается методологией расчетов, которые были применены при подготовке отчета.

Согласно экспертным оценкам, потребление обуви на душу населения в 2008 году составило 2-3 пары в год. По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2008 году среднее потребление обуви на душу населения составило 2,6 пары.

Производство обуви в России в 2008 году возросло на 2,5% и составило 52,05 млн. пар против 50,8 млн. пар в 2007 году. Во всех трех сегментах - в производстве мужской, женской и детской обуви - абсолютным лидером является компания «Брис-Босфор», на долю которой по итогам I полугодия 2008 года пришлось 17,9% от общего отечественного производства.

По мнению экспертов 2009 год станет достаточно тяжелым для развития российского рынка обуви: финансовый кризис скажется как на отечественном производстве, так и на импортной продукции. Снижение доходов населения и, как следствие, падение потребительского спроса, удорожание кредитов и других источников внешнего финансирования, девальвация рубля, а также сокращение производства, растущая безработица и отсутствие инвестиций в долгосрочные проекты - всё это приведет к росту издержек производителей обуви, сокращению предлагаемой ими продукции и росту цен. В результате, по самым оптимистичным прогнозам, объем рынка обуви в натуральном выражении в текущем году останется на уровне 2008 года, в стоимостном - возрастет на 7-9%.

Цель исследования

Описать текущее состояние и перспективы развития рынка обуви в России.

Задачи исследования

  1. 1. Описать общую ситуацию на мировом рынке обуви:
    • объем рынка;
    • тенденции и динамика развития;
    • страны- лидеры в производстве обуви.
  2. Определить объем и темпы роста рынка обуви в России.
  3. Составить прогноз объема и темпов роста рынка обуви в России в 2009 г.
  4. Определить объем и темпы роста производства обуви в России.
  5. Определить объем и структуру импорта и экспорта обуви.
  6. Определить влияние финансового кризиса 2008 года на развитие отечественного производителя обуви.
  7. Описать основные тенденции и перспективы развития рынка обуви в России.
  8. Описать состояние следующих сегментов российского рынка обуви по ключевым показателям:
    • женской обуви;
    • детской обуви;
    • мужской обуви.
  9. Описать ключевые показатели деятельности основных игроков российского рынка обуви:
    • крупнейших производителей;
    • сетевых продавцов обуви.
  10. Выявить каналы продаж:
    • отечественных производителей обуви;
    • зарубежных производителей обуви.
  11. Определить покупательские предпочтения на рынке обуви.
    • Изучить тенденции в поведении потребителей обуви.
    • Выявить составляющие нефункционального спроса на обувь.
    • Определить предпочтения россиян в вопросе выбора стран-производителей обуви.
    • Выявить ключевые критерии выбора обуви.
    • Выявить уровень знания марок обуви.
  12. Охарактеризовать состояние региональных рынков обуви:
    • Санкт-Петербурга;
    • Москвы;
    • Ростова-на-Дону;
    • Новосибирска;
    • Барнаула.
  13. Оценить уровень конкуренции на рынке обуви в вышеуказанных городах.
  14. Оценить перспективы развития рынка обуви в вышеуказанных городах.

Объект исследования

Рынок обуви в России.

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Метод анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

Содержание: 

СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ

7

РЕЗЮМЕ

11

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

12

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

13

МЕТОД СБОРА ДАННЫХ

13

МЕТОД АНАЛИЗА ДАННЫХ

13

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

14

ГЛАВА 2. МИРОВОЙ РЫНОК ОБУВИ: ОБЪЕМ, ТЕНДЕНЦИИ, СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ, ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА

15

ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБУВИ

16

Китай

16

Бразилия

19

Италия

20

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ.

22

§ 1. ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ

22

Объем рынка в 2004 году

23

Объем рынка в 2005 году

25

Объем рынка в 2006 году

25

Методика расчета объема рынка обуви № 1

28

Методика расчета объема рынка обуви № 2

29

Методика расчета объема рынка обуви № 3

30

Методика расчета объема рынка обуви № 4

31

Объем рынка в 2007 году

32

Методика расчета объема рынка обуви № 1

33

Методика расчета объема рынка обуви № 2

33

Методика расчета объема рынка обуви № 3

33

Методика расчета объема рынка обуви № 4

34

Объем рынка в 2008 году

34

Методика расчета объема рынка обуви № 1

35

Методика расчета объема рынка обуви № 2

35

Методика расчета объема рынка обуви № 3

36

Методика расчета объема рынка обуви № 4

36

Изменение объема рынка обуви в 2004-2008 г.

37

Оценки изменения объемов рынка по федеральным округам

39

Оценки DISCOVERY Research Group

40

Потребление обуви на душу населения в России

42

ГЛАВА 4. ОБЪЕМ И ТЕМПЫ РОСТА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ (МУЖСКОЙ, ЖЕНСКОЙ И ДЕТСКОЙ) В РОССИИ В 2000-2008 ГГ. ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ И РЕГИОНАМ

47

§ 1. ОБЪЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ В 2000-2008 ГГ.

47

§ 2. СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ ПО РЕГИОНАМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ

50

§ 3. СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ ПО ТИПУ ОБУВИ: МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСК

54

§ 4. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ

58

Государственная политика и снижение пошлин

58

Недостаток сырья

59

Низкая загруженность производственных мощностей

60

Климатические аномалии

62

ГЛАВА 5. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ИМПОРТА ОБУВИ В РОССИЮ

63

ГЛАВА 6. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

70

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБУВИ.

71

Сокращение благосостояния населения

71

Удорожание кредитов и других источников финансирования

72

Девальвация рубля

74

§ 2. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБУВИ В 2009 ГОДУ.

75

§ 3. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

78

ГЛАВА 7. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБУВИ В РОССИИ

83

Сотрудничество российских и китайских производителей

83

Консолидация рынка

85

Сокращение числа магазинов в сетях

88

Уход из дорогого ценового сегмента

89

Разработка новых программ лояльности

90

ГЛАВА 8. СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ

91

Сегментация рынка обуви по цене

91

Сегменты мужской, женской и детской обуви

96

Дифференциация обуви по стилю

102

Сегментация рынка обуви по местам продаж

103

ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБУВИ

109

§ 1. КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ ОБУВИ

109

§ 2. «БРИС - БОСФОР»

111

§ 3. «ЮНИЧЕЛ»

113

§ 4. «RALF RINGER»

117

Фабрика «Буревестник»

124

Зарайская обувная фабрика

124

Фабрика во Владимире

125

§ 5. «ОБУВЬ РОССИИ»

126

Фабрика «Вестфалика»

129

Сеть «Вестфалика»

131

Сеть «Фабрика обуви «Пешеход»»

134

Сеть «Emilia Estra»

135

§ 6. «ЕГОРЬЕВСКАЯ ОБУВНАЯ ФАБРИКА»

136

§ 7. «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»

139

§ 8. «КУЗНЕЦКАЯ ОБУВНАЯ ФАБРИКА» (ГРУППА КОМПАНИЙ «САВВА»)

143

§ 9. «БЕЛВЕСТ»

147

§ 10. СЕТЬ ОБУВНЫХ МАГАЗИНОВ «Ж»

149

§ 11. «ЦЕНТР-ОБУВЬ»

152

§ 12. «ЭКОНИКА-ОБУВЬ»

154

§ 13. «CAMELOT»

159

§ 14. «ПАЛЬМИРА»

162

§ 15. «ТЕРВОЛИНА»

166

§ 16. «МОНРО»

169

§ 17. «АСКАНИЯ» (КОМПАНИЯ «ВОИР»)

172

§ 18. «МАТТИНО-ОБУВЬ»

175

§ 19. «ZENDEN»

177

§ 20. ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБУВИ

179

«Bata»

179

«GEOX»

182

«Еcco»

185

«Salamander»

187

«Carlo Pazolini»

190

ГЛАВА 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ОБУВИ

192

§ 1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

192

Объем рынка, доли импортной и отечественной обуви

192

Основные игроки рынка

193

Сегменты рынка по цене

195

§ 2. МОСКВА

196

Объем рынка

196

Основные форматы торговли

196

§ 3. РОСТОВ-НА-ДОНУ

198

Темпы роста и динамика развития рынка

198

Основные игроки рынка

199

§ 4. НОВОСИБИРСК

203

Темпы роста и динамика развития рынка

203

Ведущие торговые сети и уровень конкуренции

203

Перспективы развития рынка

205

1. Рост среднеценового сегмента

205

2. Смещение покупательских приоритетов

208

3. Рост спроса на бренды

209

Перспективы монобрэндовых магазинов

210

Люксовый сегмент рынка обуви

211

§ 5. БАРНАУЛ

213

Конъюнктура рынка обуви г. Барнаул

213

Перспективы развития рынка

214

Ассоциация обувщиков Алтайского края

215

ГЛАВА 11. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБУВИ

217

§ 1. ТЕНДЕНЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ОБУВИ

217

§ 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН ПО БРЕНДАМ

219

§ 3. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО МЕСТАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУВИ

222

§ 4. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПО СТРАНАМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ОБУВИ

228

§ 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОБУВИ

229

§ 6. НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС НА ОБУВЬ

230

Сегментация потребителей по частоте приобретения обуви

234

Приложения:

Отчет содержит 54 диаграмм и 15 таблиц.

Диаграммы

Диаграмма 1. Объем производства обуви в Китае в 1994-2009 гг., млрд. пар.

Диаграмма 2. Доля российских предприятий в мировом производстве обуви в натуральном выражении в 2006 г., %.

Диаграмма 3. Доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства в разных странах, %.

Диаграмма 4. Объем рыночных сегментов и общий объем рынка в стоимостном выражении, $ млрд.

Диаграмма 5. Оценки объемов сегмента и рынка в целом, млрд. $

Диаграмма 6. Оценки объема рынка обуви в 2006 году по различным расчетам, млрд. $.

Диаграмма 7. Объем рынка обуви в России в натуральном выражении в  2004-2008 гг., млн. пар. ОЦЕНКИ 1 - 5.

Диаграмма 8. Объем рынка обуви в России в стоимостном выражении в 2000-2008 гг., $ млрд.

Диаграмма 9. Изменение объема рынка обуви в 2000-2006 гг. по федеральным округам, $ млрд.

Диаграмма 10. Минимальная и максимальная оценки объема рынка обуви в России в 2004-2008 гг. по версии DISCOVERY Research Group, млн. пар.

Диаграмма 11. Доля обуви в общем обороте розничной торговли в 1992-2008 гг. (в фактически действовавших ценах), %.

Диаграмма 12. Объемы потребления обуви в России в 1913, 1965, 1977, 2002, 2006, 2008 гг. . и прогноз на 2009 г., количество пар обуви на одного человека.

Диаграмма 13. Оценки потребления обуви в России в 2004-2010 гг., количество пар обуви на одного человека (Оценки DISCOVERY Research Group).

Диаграмма 14. Потребление обуви в России в 2007 г., количество пар на одного человека.

Диаграмма 15. Объем и темпы роста производства обуви в России в 2000-2008 гг., тыс. пар.

Диаграмма 16. Доли федеральных округов в производстве обуви в России в I полугодии 2008 г., %.

Диаграмма 17. 20 ведущих производителей обуви в России в I полугодии 2008 г.,  тыс. пар и %.

Диаграмма 18. Производство детской, мужской и женской обуви в России в 2000-I полугодие 2008 гг., тыс. пар.

Диаграмма 19. Доли детской, мужской и женской обуви в общем производстве обуви в России в 2000- I полугодие 2008 гг., %.

Диаграмма 20. Доли компаний в производстве детской обуви в России в I полугодие 2008 г., тыс. пар и %.

Диаграмма 21. Доли крупнейших компаний в производстве мужской и женской обуви в России в I полугодие 2008 г., тыс. пар и %.

Диаграмма 22. Использование среднегодовой мощности организаций по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви в России в 1992-2007 гг., %.

Диаграмма 23. Объемы официального импорта на российском обувном рынке в 2006-2008 гг., млн. пар.

Диаграмма 24. Структура рынка обуви в России по оценке DISCOVERY Research Group  в 2008 году, млн. пар.

Диаграмма 25. Географическая структура импорта: СНГ и дальнее зарубежье по итогам января-сентября 2008 г., %

Диаграмма 26. Географическая структура импорта обуви в России г., %

Диаграмма 27. Прогноз объема рынка в натуральном выражении в 2009 г., млн. пар.

Диаграмма 28. Прогноз объема рынка в стоимостном выражении в 2009 г., млрд. руб.

Диаграмма 29. Прогноз объема рынка в стоимостном выражении в 2009 г., млрд. $. (Прогноз DISCOVERY Research Group).

Диаграмма 30. Доли различных ценовых сегментов в общем объеме рынка обуви, % (Оценка 1).

Диаграмма 31. Доли различных ценовых сегментов в общем объеме рынка обуви, % (Оценка 2).

Диаграмма 32. Доли сегментов женской, мужской и детской обуви, % (Оценка 1)

Диаграмма 33. Доли сегментов женской, мужской и детской обуви, % (Оценка 2)

Диаграмма 34. Доли различных видов обуви (сандалии, зимние ботинки, ботинки и туфли) в общем объеме продаж мужской обуви в 2005 г., %

Диаграмма 35. Доли различных типов обуви (демисезонные сапоги и ботинки, зимние сапоги и ботинки, босоножки и сандалии, туфли) в общем объеме продаж женской обуви в 2005 г., %.

Диаграмма 36. Объем и темпы роста производства компании Ralf Ringer (ЗАО «Торговый дом «Белка») в 1995-2007 гг., млн. пар и %.

Диаграмма 37. Ассоциации, связанные с торговой маркой «Вестфалика».

Диаграмма 38. Структура консолидированной прибыли «Парижской коммуны» по видам деятельности, 2006 г.

Диаграмма 39. Узнаваемость торговой сети «Эконика» (с подсказкой) по городам, 2008 г.

Диаграмма 40. Доли продаж обуви различных ценовых сегментов в Новосибирске в 2005 г., %.

Диаграмма 41. Значимость факторов при выборе обуви, %.

Диаграмма 42. Уровень известности марок одежды и обуви, в %.

Диаграмма 43. Рейтинг популярности форматов розничной торговли в 2005 г., оптимистичная оценка, %.

Диаграмма 44. Доли потребителей, мужчин и женщин, покупающих обувь в магазинах и на рынках, %.

Диаграмма 45. Рейтинг популярности форматов розничной торговли в 2005 г., пессимистичная оценка, %.

Диаграмма 46. Доли потребителей, приобретающих обувь в магазинах, по регионам, %.

Диаграмма 47. Доли потребителей, приобретающих обувь в специализированных магазинах в Москве и Санкт-Петербурге, %.

Диаграмма 48. Доли потребителей, приобретающих обувь в фирменных магазинах по регионам, %.

Диаграмма 49. Доли потребителей, приобретающих обувь на рынках, по регионам, %.

Диаграмма 50. Факторы выбора обуви покупателями в 2005 г., %.

Диаграмма 51. Наиболее популярные периоды приобретения обуви (начало сезона, период распродаж и т.д.) в 2005 г., %.

Диаграмма 52. Факторы, влияющие на выбор обуви посетителями фирменных магазинов в 2006 г., %.

Диаграмма 53. Частота покупки обуви мужчинами и женщинами, проживающими в Москве в 2005 г., %.

Диаграмма 54. Частота покупки обуви представителями различных возрастных групп в 2005 г., %.

Таблицы

Таблица 1. Объем рыночных сегментов по месту производства обуви в 2006 г.

Таблица 2. Объем рыночных сегментов по цене в 2006 году.

Таблица 3. Потребление обуви в различных странах в 2005 г, количество пар обуви на одного человека.

Таблица 4. Федеральные округа и  области России с наибольшим выпуском обуви в I полугодии 2008 г.,  тыс. пар и %.

Таблица 5. Объем выпуска наиболее крупных производителей обуви по итогам I полугодия 2008 г., а также их сравнение с аналогичным показателем 2007 и 2001 гг.,  тыс. пар и %.

Таблица 6. Качество кожаной обуви, поступающей на потребительский рынок, в 2005-2007 гг.

Таблица 7. Распределение обувных брендов по ценовым сегментам.

Таблица 8. Ценовая сегментация российского рынка обув, 5 сегментови, руб.

Таблица 9. Сегментация рынка обуви по цене, 3 сегмента, руб.

Таблица 10. Сегментация обувных брендов

Таблица 11. Распределение обувных брендов по стилевым сегментам (классическая, спортивная, домашняя, эксклюзивная)

Таблица 12. Объемы производства ведущих отечественных производителей в I полугодии 2008 г.

Таблица 13. Доли продаж (среди мужчин и женщин) наиболее популярных марок обуви в 2005 году, %.

Таблица 14. Характеристики целевых аудиторий четырех ассортиментных линеек компании Ralf Ringer.

Таблица 15. Потребительские характеристики торговых марок «Эконики».

 





Rambler's Top100