http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Украинский фармацевтический рынок: итоги 2008 г. и перспективы 2009 г.

Автор: РБК-Украина. Исследования рынков - 0 стр.
ID (номер): 2855
Версия для печати


Количество страниц:0



Украинский фармацевтический рынок в течение 4-5 лет рос аномально высокими темпами. Участники фармбизнеса ранее рисовали вертикально уходящие вверх прогнозы продаж, и даже старейшины рынка не могли поверить в снижение рынка  в светлом будущем. В результате к началу кризиса у большинства фармкомпаний оказалась модель бизнеса, рассчитанная на дальнейший бурный рост рынка: затратные престижные офисы «на вырост», рост уровня автопарка, бурно растущее число сотрудников и увеличение доли вспомогательного персонала.

 

Объем розничного фармацевтического рынка ЛС в отпускных аптечных ценах за 2008г. составил 2 470 497 тыс. USD, или 1 680 748 тыс. EUR. По итогам 2008г. розничный рынок лекарственных средств показал рост в 21% в долларах США (13% в евро или 28% в гривне), сообщает компания «Бизнес-Кредит». Темпы прироста рынка были особенно значительными в феврале-марте. Именно эти месяцы и обусловили высокий суммарный показатель. Основной причиной такого роста аналитики считают инфляционную составляющую и увеличение доходов населения, обусловленное выплатами вкладов Ощадбанка, повышением стипендий и пенсий.

 

С апреля началось сезонное снижение продаж, продлившееся до конца полугодия, которое эксперты отмечают регулярно на протяжении последних десяти лет. Тем не менее, в 2008 году не наблюдался сезонный осенний подъем в сентябре. А в октябре было отмечено внешнее регулирование фармрынка, что обусловило его разбалансировку и резко негативную динамику продаж. 

 

 

 

Как показывает опыт 1998 г., в период кризиса процессы на фармацевтическом рынке носят «ведомый» характер и зависят от макроэкономической ситуации. В настоящее время аналитики «Бизнес-Кредит» на макроэкономическом уровне не видят четких маркеров не только оживления экономической ситуации, но даже достижения ее дна. Только когда мировая, а затем и украинская экономика пройдет эти совершенно конкретные точки, можно ожидать оживление. Аналитики прогнозируют, что текущий кризис будет более длительным (чем в 1998-2002 годах) и его дно не будет достигнуто, вопреки мнению многих экспертов, летом этого года. Падение продлиться как минимум до лета 2010г. На этом фоне можно будет увидеть несколько периодов оживления, обусловленных сезонными колебаниями рынка.

 

Наиболее устрашающие проценты падения, по мнению представителей компании «Бизнес-Кредит», можно будет наблюдать в первом полугодии. Это будет связано с такими объективными причинами как продолжающаяся разбалансировка фармрынка из-за вмешательства государства, сокращением оборотных средств и товарного кредитования и снижением активности фармпроизводителей. При определении темпов прироста рынка будет иметь место и такой сугубо математический фактор как деление низких объемов продаж уже кризисного первого квартала 2009 г. на один из самых благополучных кварталов 2008 г. Потому показатель падения рынка будет впечатляющим в первом квартале, но в целом год спасется за счет 3-4 кварталов.

 

В 2009 году аналитики ожидают падение фармрынка до -22%, относительно 2008 года. Тем не менее, даже в условиях кризиса сохраняются целые группы препаратов, по которым прогнозируется позитивный рост, по некоторым даже до +30-50%. В январе этого года рейтинг ТОП-30 торговых наименований ЛС по объемам аптечных продаж выглядел так:

 

 

 

Также позитивные показатели роста прогнозируются и для целого ряда компаний-производителей. К сожалению, такие позитивные сигналы пока что не свидетельствуют об оживлении рынка в целом, а только об его перераспределении.





Rambler's Top100