http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Российский рынок теплоизоляционных материалов под влиянием кризиса: современное состояние, тенденции и перспективы развития

Автор: DISCOVERY Research Group - 25.02.2009 - 119 стр.
ID (номер): 2881
Версия для печати


Дата выхода:25.02.2009
Количество страниц:119
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:2 940 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail или экспресс-курьер 1-5 раб. дней (Россия, СНГ, вся планета)



В феврале 2009 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ).

На протяжении последних нескольких лет российский рынок теплоизоляционных материалов (ТИМ) характеризовался как стабильно растущий. Темпы прироста рынка ТИМ с 2002 по 2007 гг. оценивались большинством экспертов, в среднем, от 10% до 15% в год. В 2007 году, по нашей оценке, объем рынка ТИМ, увеличившись на 17% по отношению к уровню 2006 г., составил 24 млн. куб. м. По данным Российской ассоциации производителей экструдированного пенополистирола, российский рынок теплоизоляционных материалов в денежном эквиваленте в 2007 году составил $ 1,4 млрд.

В соответствии с прогнозами большинства экспертов, в т.ч. аналитиков Discovery Research Group, сделанными до середины 2008 г., темпы прироста российского рынка теплоизоляционных материалов должны был оставаться на уровне 10-15% в год еще как минимум до 2010 г.

Финансовый кризис 2008 г. сделал подобные прогнозы несостоятельными и требующими значительной корректировки. По предварительной оценке Discovery Research Group, в 2008 г. темпы роста российского рынка ТИМ сократились до 8% (вместо ожидаемых 15%), а объем рынка составил 25,8 млн. куб. м., что в денежном эквиваленте соответствует $1,5 млрд.

Заглядывая немного вперед, большинство экспертов и игроков рынка сходятся во мнении, что, как минимум, первая половина 2009 года будет сопровождаться падением объемов потребления всех строительных материалов, в т.ч. и теплоизоляционных.

Если говорить о более долгосрочном прогнозе, то здесь оценки экспертов сильно разнятся. Игроки рынка теплоизоляционных материалов выделяют несколько сценариев развития рынка в ближайшие несколько лет. По реалистичному сценарию, нормальный рост - 15% - рынок выйдет лишь к 2011 году.

По расчетам аналитиков Discovery Research Group, основанным на данных ФСГС РФ, объем производства теплоизоляционных материалов на территории России вырос за 2008 г. на 13% и составил около 28,5 млн. куб. м. Превышение объемов производства над объемом российского рынка ТИМ, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в настоящее время некоторые крупные заводы, работающие на территории России, импортируют часть выпускаемой продукции в страны СНГ.

Около 40% от всего объема производства теплоизоляционных материалов в России в 2008 г. занимают ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты, 38% - ТИМ на основе минеральной ваты, оставшуюся часть рынка с долей 22%  - различные виды пенополистирола. Следует отметить, что в 2008 г.  сильно - на 28% - вырос выпуск ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты, а также экструдированного пенополистирола - на 25%. Объем производства ТИМ на основе минеральной ваты, напротив, росло в 2008 г. менее быстро, чем раньше.

В 2008 г., по нашей оценке, расстановка сил в отрасли выглядела следующим образом: лидером рынка осталась компания «УРСА Евразия» с долей рынка 18,8%, приблизительно такой же доли рынка - 18,5% - достигла компания Saint-Gobain, замыкает тройку лидеров «Rockwool Russia», доля которого оценивается в 8,6% .

Несмотря на то, что иностранные компании продолжают занимать наибольшие доли рынка, появились целый ряд весьма конкурентоспособных  и перспективных отечественных игроков, положение которых на российском рынке стабильно улучшается из года в год.

Цель исследования

Описать текущее состояние и перспективы развития российского рынка теплоизоляционных материалов.

Задачи исследования

  1. Определить объем и темпы роста рынка теплоизоляционных материалов в натуральном и стоимостном выражении.
  2. Составить различные сценарии прогноза ключевых показателей рынка до 2013 г. в натуральном и стоимостном выражении.
  3. Определить доли основных сегментов в структуре российского рынка теплоизоляционных материалов в России:
    • ТИМ на основе минеральной ваты;
    • ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты;
    • Пенополистирол.
  4. Определить объем и темпы роста производства различных видов теплоизоляционных материалов в России в 2006-2008 гг.
    • по предприятиям;
    • по Субъектам федерации;
    • по федеральным округам.
    • Сегменты:
      • Вата минеральная;
      • Вата минеральная и изделия из неё, в том числе вата минеральная товарная;
      • Изделия теплоизоляционные из стекловолокна и стекловаты;
      • Полистирол и сополимеры стирола;
      • Изделия теплоизоляционные перлитовые;
      • Изделия пенодиатомитовые, диатомитовые и трепельные;
      • Изделия теплоизоляционные на основе базальтовых композиционных материалов;
      • Материалы для промышленной теплоизоляции;
      • Маты прошивные теплоизоляционные на основе базальтовых теплоизоляционных материалов;
      • Маты минераловатные прошивные;
      • Маты из минеральной ваты, армированные металлической сеткой;
      • Плиты теплоизоляционные перлитоволокнистые;
      • Плиты минераловатные на синтетическом связующем;
      • Плиты минераловатные акустические;
      • Плиты минераловатные теплоизоляционные на битумной связке;
      • Плиты минераловатные повышенной жёсткости;
  5. Определить доли основных игроков на российском рынке теплоизоляционных материалов.
  6. Охарактеризовать основных игроков российского рынка теплоизоляционных материалов по параметрам:
    • ключевые показатели деятельности,
    • производственные активы и проекты запуска новых мощностей,
    • основные события и планы развития.
  7. Определить ключевые тенденции и перспективы развития, а также факторы роста и торможения рынка теплоизоляционных материалов в ближайшие несколько лет.
  8. Описать ключевые региональные рынки теплоизоляционных материалов.
  9. Охарактеризовать потребительские свойства различных товарных групп теплоизоляционных материалов.

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Метод анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

Информационная база исследования

  1. Печатные и электронные деловые и специализированные издания.
  2. Ресурсы сети Интернет
  3. Материалы компаний.
  4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
  5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
  6. Экспертные оценки.
  7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
  8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
  9. Базы данных Discovery Research Group.

Содержание:

СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ

10

РЕЗЮМЕ

12

ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования

14

Цель исследования

14

Задачи исследования

14

Метод сбора данных

15

Метод анализа данных

15

Информационная база исследования

15

ГЛАВА 2. Основные показатели рынка теплоизоляционных материалов в России

17

§ 1. Объем и темпы роста рынка теплоизоляционных материалов. Сценарный прогноз развития рынка до 2013 г.

17

§ 2. Структура российского  рынка теплоизоляционных материалов: основные сегменты

22

Доли основных сегментов в структуре российского рынка ТИМ

22

Характеристика основных сегментов российского рынка ТИМ

26

Теплоизоляция из минеральной ваты

27

Стекловолокно

27

Пенополистирол

27

Развивающиеся сегменты: пеностекло и пенодекор

29

§ 3. Производство теплоизоляционных материалов в России

29

Производство ТИМ: все сегменты

29

Производство ТИМ на основе минеральной ваты в 2007-2008 гг.

31

Производство ТИМ на основе стекловаты и стекловолокна в 2006-2007 гг.

34

Производство пенополистирола в 2006-2007 гг.

36

ГЛАВА 3. Конкурентная ситуация на рынке теплоизоляционных материалов в России

38

§ 1. Доли ведущих игроков на россйском рынке теплоизоляционных материалов

38

§ 2. Характеристики, результаты деятельности и планы ведущих участников рынка теплоизоляционных материалов в России

41

УРСА Евразия

41

Новые проекты и планы развития компании

43

Saint-Gobain Isover

44

Rockwool

44

Инвестиционные планы компании

45

Пеноплэкс

47

Новые проекты и планы развития компании

48

ТехноНИКОЛЬ

49

Новые проекты ТехноНИКОЛЬ

50

Термостепс

51

Изорок

53

Минплита

53

Запуск «Завода Минплита» в г. Троицк Челябинской области

55

Dow Chemical

55

Knauf Insulation

56

Планы строительства завода по производству теплоизоляционных материалов в Тюменской области.

57

Завод Экструзионных Материалов ЭКСТРОЛ

57

ОАО «Фирма Энергозащита»

58

§ 3. Новые проекты других участников рынка

59

Строительство завода в ОЭЗ «Алабуга» совместным предприятием «Татнефти» с немецкой группой компаний «Preiss-Daimler»

59

Строительство предприятия по производству минеральной ваты и минеральноватных плит из горного базальта в Магадане

60

Строительство предприятия по производству пеностекла и пенодекора  ООО «Завод ресурсосберегающих материалов» (ЗРМ)

61

Глава 4. Факторы роста и торможения, тенденции и перспективы развития рынка теплоизоляционных материалов

62

§ 1. Факторы роста рынка теплоизоляционных материалов

62

Рост заинтересованности в энергоэффективности

63

§2. Факторы торможения рынка теплоизоляционных материалов в России

64

Влияние финансового кризиса на рынок теплоизоляции в России

64

Проблема низкого качества на рынке теплоизоляции

66

Проблема недобросовестной конкуренции на рынке теплоизоляции

66

§3. Основные тенденции российского рынка теплоизоляционных материалов

69

Изменение потребительских предпочтений в сторону узкоспециализированных продуктов

70

Выведение новых продуктов и расширение продуктовых линеек производителями теплоизоляционных материалов

71

Образование РАПЭКС (Российская Ассоциация производителей экструдированного пенополистирола)

73

Движение рынка теплоизоляции в сторону использования экологических материалов

74

Размещение  мощностей зарубежных компаний производству ТИМ в России и сокращение доли  импортной продукции

75

Тенденции в потребительских предпочтениях

76

Глава 5. Развитие региональных рынков теплоизоляционных материалов в России

78

§ 1. Рынок теплоизоляционных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

79

§ 2. Рынок теплоизоляционных материалов Урала

82

§ 3. Рынок теплоизоляционных материалов в Сибирском ФО

87

§ 4. Рынок теплоизоляционных материалов в Приволжском ФО

93

§ 5. Рынок теплоизоляции в Южном ФО

96

Глава 6. Свойства различных видов теплоизоляционных материалов

100

§ 1. Классификации теплоизоляционных материалов в соответствии с ГОСТом 16381-77

100

§ 2. Основные сравнительные характеристики теплоизоляционных материалов

101

§ 3. Характеристика отдельных видов теплоизоляционных материалов

104

Минеральные ваты

104

Пенополистирол

105

Пеноизол

106

Пенополиэтилены

107

Изолон

109

Вакуумные панели

109

Эковата

109

Напыляемый полиуретан

110

Теплоизоляционные бетоны

111

Теплоизоляционная штукатурка

112

Каучуковая теплоизоляция

112

Пеностекло

112

Приложение 1. Производство ТИМ основными производителями различных сегментов рынка в 2005-2007 гг., тыс. куб. м., %.

115

Приложение 2. Объем,  доли и темпы прироста производства  ваты минеральной  и изделий из нее (в пересчете на сырую вату) в 2007-2008 гг.  по предприятиям, тыс. куб. м., %.

117

Приложение 3.  Объем и темпы прироста производства  ваты минеральной  и изделий из нее (в пересчете на сырую вату) в 2007-2008 гг.  по субъектам федерации, тыс. куб. м., %.

119

Приложения:

Отчет содержит 10 таблиц и 22 диаграммы.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Динамика рынка теплоизоляционных материалов в натуральном выражении с 2002 по 2008 гг. и  сценарный прогноз на период 2009-2013 гг., млн. куб.м.          18

Диаграмма 2. Оценка объема рынка теплоизоляционных материалов в стоимостном выражении в 2007- 2008 гг. и сценарный прогноз на период 2009-2013 гг., млн. долл.            19

Диаграмма 3. Динамика темпов прироста рынка теплоизоляционных материалов в 2004-2008 гг. и прогноз на 2009-2013 гг., %.        20

Диаграмма 4.  Доли основных сегментов в структуре рынка теплоизоляционных материалов в России в 2006 г., %. (по классификации Госстроя).     22

Диаграмма 5. Доли основных сегментов в структуре рынка теплоизоляционных материалов в России в 2006 г., %. 23

Диаграмма 6. Доли основных сегментов в структуре рынка теплоизоляционных материалов в России в 2007 г., %. (Оценка компании «Промхимпласт»).    24

Диаграмма 7.  Доли основных сегментов в структуре российского рынка теплоизоляционных материалов в 2007 г., %. (Оценка Агентства строительной информации).         25

Диаграмма 8. Доли основных сегментов в структуре российского рынка теплоизоляционных материалов в 2008 г., %. (Оценка Discovery Research Group)        25

Диаграмма 9.  Доли основных ценовых сегментов российского рынка ТИМ в 2007-2008 гг., %.     26

Диаграмма 10. Объем производства основных видов ТИМ в 2007-2008 гг., тыс. куб. м.       31

Диаграмма 11. Объемы производства теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты в 2008 г. по субъектам федерации  в  куб. м.  32

Диаграмма 12. Объем производства и доли производителей ТИМ на основе минеральной ваты в России в 2008  гг., тыс. куб. м., %.          33

Диаграмма 13. Производство ТИМ на основе минеральной ваты в России в 2007-2008 гг. по основным производителям, тыс. куб. м., %.    33

Диаграмма 14. Доли производства ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты в России в 2008 гг. по производителям, тыс. куб. м., %.            35

Диаграмма 15.  Объём рынка экструдированного пенополистирола в 2005-2008 гг., тыс. куб. м.   37

Диаграмма 16. Доли рынка производителей ТИМ в России в 2004 г., %.           39

Диаграмма 17. Доли основных игроков на рынке теплоизоляционных материалов в России в 2008 г., %.       40

Диаграмма 18. Доли федеральных округов в объеме производства теплоизоляционных материалов в России в 2008 г., %.           78

Диаграмма 19. Крупнейшие по объему производства теплоизоляционных материалов в 2008 г. субъекты федерации, тыс. куб.м.          79

Диаграмма 20. Доли федеральных округов в общероссийском потреблении теплоизоляционных материалов в 2001 г., %.  79

Диаграмма 21. Соотношение различных видов теплоизоляционных материалов в Санкт-Петербурге в 2004 г., %.     82

Диаграмма 22. Доли игроков рынка в общем объеме продаж каменной ваты в СФО по состоянию на 2006 г.,%.      88

Таблицы:

Таблица 1. Объем и темпы прироста производства и доли ведущих компаний-производителей по основным сегментам рынка ТИМ в России в 2007-2008 гг.,  тыс. куб. м., %.     30

Таблица 2. Производство ТИМ на основе минеральной ваты в России в 2007-2008 гг. по основным производителям, тыс. куб. м., %.            34

Таблица 3. Производство ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты в России в 2007-2008 гг. по производителям, тыс. куб. м., %.            35

Таблица 4. Производство ТИМ на основе стекловолокна и стекловаты в России в 2007-2008 гг. по субъектам федерации, тыс. куб. м., %. 36

Таблица 5. Доля продукции торговой марки LINEROCK на рынке минераловатных плит различных ФО России в 2007-2008 гг. и прогноз на 2009 г., %.         54

Таблица 6. Сравнительные характеристики различных теплоизоляционных материалов.     102

Таблица 7. Усредненные сравнительные физико-технические показатели вспененных материалов.            103

Таблица 8. Необходимая толщина слоя утеплителя из различных материалов при одинаковой эффективности теплозащиты.     103

Таблица 9. Основные характеристики пеноизола.     107

Таблица 10. Основные технические характеристики пенополиэтиленов. 107

 

ОПРОС

Какого рода исследований (информации), в которой Ваша компания испытывает регулярную потребность, не хватает на рынке в настоящее время?












результаты
голосований





Rambler's Top100