http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Обзор российского рынка ванн

Автор: РБК-Украина. Исследования рынков - 0 стр.
ID (номер): 3089
Версия для печати


Количество страниц:0



Уже в мае 2008 года аналитики отметили снижение доли чугунных и стальных ванн на рынке. Дальнейшая ситуация только усугубилась с развитием кризиса.  Динамика российского производства чугунных ванн и до кризиса не отличалась положительными показателями. Наиболее выдающимся годом в этом отношении был 2003 г., когда российские предприятия совместно произвели 598 тыс. ванн. Объём выпуска как чугунных, так и стальных ванн до 2003 года увеличивался в связи с активизацией строительной промышленности в стране, сообщают аналитики ABARUS Market Research. Однако запросы населения на современные ванны меняются: вместо стандартных форм потребителю хочется видеть более гладкие и витиеватые контуры, с более удобными потребительскими качествами. Поэтому после 2003 года в производстве металлических ванн наметилась заметная стагнация, которую кризис 2008 года только усугубил.

Основными производителями чугунных ванн в России являются три предприятия: Кировский завод, завод «Универсал» и компания «Тэлиэм». Динамика производства представлена в таблице ниже:

 

Объём выпуска чугунных ванн в России, в 2002-2008 гг., тыс. шт.


В целом динамика сегмента чугунных ванн может быть охарактеризована как стабильная. Негативных красок добавил 2008 год, но если бы не кризисные проявления, скорее всего, динамика еще долгое время сохранялась бы на достигнутом в последнее время уровне – 550-580 тыс.шт. А так объем снизился примерно на 16% до 500 тыс.шт. Доля импорта на рынке чугунных ванн растет на фоне сокращения производства немногочисленных российских заводов. Кировский завод и завод «Универсал» все еще остаются лидерами этого сегмента рынка, однако главным их конкурентом теперь является китайский товар. Зато компания «Телиэм» стремительно теряет позиции, что является демонстрацией того факта, что на стагнирующих рынках выживают только крупнейшие компании.

 

Объём импорта чугунных ванн до 2006 года увеличивался заметными темпами, однако начиная с 2007 года импорт начал довольно резко падать. В основном импорт чугунных ванн идет из Китая. Причем если в 2002 году доля китайских чугунных ванн в общем объеме импорта составляла всего 9%, то в 2008 году это уже 71%. Доля более дорогих и качественных испанских и французских ванн на фоне китайской экспансии постоянно уменьшается. И если для иностранных компаний, предлагающих товар высокого качества, китайская продукция не является конкурентной, то для российских производителей это серьезная проблема. Что касается экспорта, то он снижается. Если в 2002 году за рубеж ушло около 33 тыс. чугунных ванн, то в 2008 году – не более 11 тыс. шт.

Динамика российского производства стальных ванн практически идентична по характеру сегменту чугунных ванн, причем, возможно, даже с большими отрицательными моментами. Скорее всего, 2006 год стал последним пиковым годом для отечественного производства. В отрасли действуют всего два производителя. Лидеру пришлось в 2008 году пережить практически двукратное  падение. В результате чего общий объем выпуска снизился на 30%. Объем рынка стальных ванн почти на 200 тыс. штук больше рынка чугунных – его объем составил 860 тыс. шт. в 2007 году и 690 тыс. шт. в 2008 г.

 

Объём выпуска стальных ванн в России, в 2002-2008 гг., тыс. шт.


Российские производители все больше отправляют стальные ванны на экспорт, в основном, в страны СНГ. Отечественные стальные ванны и производятся в большем количестве, чем чугунные, и экспортируются активнее. В 2002 году было вывезено около 9 тыс. штук стальных ванн, а к 2008 году эта цифра выросла до 80 тыс. шт. В структурной динамике импорта стальных ванн видна лишь тенденция увеличения доли Словакии и уменьшение доли Испании в общем объёме импорта. Среди иностранных производителей стальных ванн выделяют Карагандинский завод (Казахстан), Липецкий трубный завод (Россия), Estap (Словакия), торговые марки из Германии (Kaldewei), Франции (Jacob Delafon, Porcher), Испании (Roca), Италии (Ariston).


Популярность акриловых ванн довольно высока и она небезосновательна. Особенности материала открывают большие возможности дизайнерам по изготовлению различных конфигураций во всевозможной цветовой гамме. Российский потребитель давно оценил эти возможности, поэтому сегмент акриловых ванн растет весьма активно. Ведущими российскими производителями акриловых ванн являются: Bath Acrylic System, Радомир, «Акрилан», «Ланивер», «Акватика», Aessel, Doctor Jet, «Тритон», Aquaform, «Аква», «Термолюкс». Отечественные торговые марки хорошо известны на рынке, возможно, даже в большей степени, чем импортные. По консолидированным данным компаний уровень производства даже в 2008 кризисном году существенно превысил показатели предыдущего периода. Ориентировочный объем производства акриловых ванн в 2006 году составил 40,5 тыс. ванн, в 2007 г. – 51,5 тыс., а в 2008 г. – 61,5 тыс.

Объемы производства отечественными компаниями позволяют экспортировать акриловые ванны за рубеж примерно с 2002 года. В 2004-2005 гг. эти объемы достигли уровня примерно 200 штук в год. К 2008 году экспорт увеличился до 600 штук. Продукция идет, в основном, в страны ближнего зарубежья.  В 2008 году выросло как производство, так и импорт акриловых ванн. Следует вспомнить, что объём рынка чугунных и стальных ванн в 2008 году претерпел серьезный спад с 2006-2007 годом. Объём рынка акриловых ванн до 2005 года предположительно развивался со средним темпом прироста 15-20% в год, однако в 2006 и 2007 годах наблюдается значительное увеличение объёмов рынка, в равной степени, благодаря увеличению выпуска акриловых ванн российскими предприятиями, а также значительному приросту объёмов импорта ванн. В результате в 2007 г. в России было продано ориентировочно 100-110 тыс. акриловых ванн, включая гидромассажные. В 2008 году объем рынка вырос до 120-130 тыс. ванн. Доля импортной продукции была самой низкой в 2006 году – менее 50% (в 2004 году – около 65%). К 2008 году доля импорт снова подросла – около 55-57% новых акриловых ванн на рынке являются зарубежными. Таким образом, на 61000 российских ванн в 2008 году пришлось 75000 импортных. А в 2007 эти сегменты равнялись, соответственно, 49000 и 59000 ванн. Следует отметить, что количественная оценка продаж акриловых ванн приблизительная.

 

Специалисты ABARUS Market Research полагают, что кризис наихудшим образом скажется на рынке чугунных ванн. Стальные ванны, как самый весомый сегмент рынка, с большой долей вероятности, восстановятся быстрее. В условиях стагнации строительного рынка стальные ванны станут вытеснять чугунные в секторе госзаказа, как более дешевые и  удобные для транспортировки.

Перспективы акриловых ванн в ближайшие годы наиболее радужные, однако темы восстановления будут умеренными, и не исключено, что в текущем году сегмент акриловых ванн ожидает спад, так как в 2008 году их было произведено достаточно для того, чтобы обеспечить часть спроса в текущем году.

Темпы падения доли стальных и чугунных ванн под давлением акриловой продукции составляют примерно 3-4% ежегодно. Если так будет продолжаться и дальше, то к 2012 году доля металлических ванн сократится до 75-80%.







Rambler's Top100