http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


К 2010 г. объемы продаж соковой продукции достигнут 3,5 млрд литров

Автор: - 0 стр.
ID (номер): 542
Версия для печати


Количество страниц:0
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде



По прогнозам специалистов исследовательской компании Euromonitor International, в 2006 году стоимость российского рынка безалкогольных напитков достигнет примерно $6,4 млрд, причем особенно заметный рост будет наблюдаться в сегменте бутилированного чая. В прошлом году рост рынка безалкогольных напитков составил 8,5% в денежном выражении.
Наибольшей популярностью у потребителей по-прежнему пользовались соки и газированные напитки, при этом по сравнению с предыдущим годом их доли в общем объеме рынка безалкогольных напитков остались почти неизменными, а сами сегменты практически достигли насыщения.
Компания Euromonitor International на постоянной основе проводит анализ
российского рынка соковой продукции. В процессе исследования выявляются ключевые факторы, влияющие на развитие этого рынка. Согласно определению Euromonitor International, сегмент фруктовых/овощных соков включает 100-процентные натуральные соки, нектары и негазированные сокосодержащие напитки.
В 2005 году сегмент фруктовых и овощных соков демонстрировал довольно скромный рост как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По сравнению с 2004 годом, объемы продаж этой продукции в натуральном выражении выросли на 9,6%, достигнув отметки в 2,4 млрд литров (рис. 1). Объемы продаж в стоимостном выражении составили $2,3 млрд. Прогнозируется, что, по итогам 2006 года, стоимость этого сегмента вырастет на 7,3% и составит $2,5 млрд.

Развитие сегмента по-прежнему обеспечивается стремлением россиян вести здоровый образ жизни, а также растущими доходами потребителей, что позволяет им приобретать более дорогие соки. Несмотря на то что год от года темпы роста продаж соков заметно снижаются, рекламные кампании, акцентированные на качестве продукта и здоровье потребителей, положительно влияют на рост потребления. Предполагается, что в 2006 году потребление соков на душу населения в России вырастет до 18,4 литра (для сравнения: в 2000 году этот показатель составлял 6,3 литра), а в восточноевропейских странах — до 25 литров. Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России и Восточной Европе по-прежнему остается низким.

Натуральные соки и нектары
В последние годы в продажах всех категорий соковой продукции наблюдалась позитивная динамика. По итогам 2006 года, рост продаж этих напитков предположительно составит 7,3% в стоимостном выражении. Несколько лет назад нектары
занимали основную часть рынка соковой продукции, оставив далеко позади сегмент натуральных соков. Ситуация изменилась к концу 2005 года, и в настоящее время объемы потребления соков и нектаров практически сравнялись, составив соответственно 1 и 1,18 млн литров в год.
По прогнозам специалистов, сегмент натуральных соков останется самым быстрорастущим, в первую очередь благодаря тому, что в рекламе этой продукции постоянно делается акцент на ее полезных свойствах. Ведение здорового образа жизни — это модная современная тенденция, особенно среди жителей крупных городов. Кроме того, значительный рост доходов потребителей позволяет им приобретать более дорогие соки. Производители стараются привлечь внимание потребителей, позиционируя свою продукцию как очень полезную, хотя эффект от специальных «здоровых» ингредиентов в действительности может быть ничтожным.
Помимо рекламирования полезных для здоровья свойств, производители соковой продукции в течение последних лет также уделяли значительное внимание экономичному сегменту рынка. Стремясь к широкой представленности в экономичном и среднем ценовом сегментах, многие производители сфокусировали свои усилия на выпуске нектаров и сокосодержащих напитков как наименее затратных видов продукции. Потребители со средним и низким уровнем дохода восприимчивы к продукции, реализуемой по низкой цене. Более того, значительная доля потребителей обычно не видят разницы между 100-процентными натуральными соками и нектарами. Следовательно, производители могут предлагать новые разновидности нектаров, делая ставку на самые популярные вкусы и их сочетания с другими вкусами. В целом такой подход превратил нектары в динамичный и быстро продвигаемый продукт.
По данным компании Euromonitor International, в 2005 году сегмент нектаров вырос на 6,2% в натуральном выражении. В 2006 году стоимость этого сегмента предположительно достигнет $1,2 млрд (рис. 2).



Инновационные продукты
Растущая конкуренция между основными игроками сокового рынка вынуждает производителей искать новые комбинации вкусов для расширения существующих линеек брендов и привлечения потребителей. Производители часто смешивают наиболее популярные вкусы с чем-то более экзотическим, например яблочный — с банановым. В сегментах как 100-процентных натуральных соков, так и нектаров в 2005 году лидировали сочетания различных фруктов, а второе место занимал яблочный вкус. Рейтинги наиболее популярных вкусов в этих двух товарных категориях были весьма сходными. Что же касается сегмента сокосодержащих напитков, то здесь рейтинг вкусов выглядел иначе: первое место занимал апельсиновый вкус, а за ним следовали вкусы яблока, фруктовой смеси, персика и тропических фруктов.

Консолидация производителей на рынке соков
В течение последних нескольких лет российский рынок соков быстро достиг высокого уровня консолидации. Наибольшую активность проявили отечественные производители, приложившие немалые усилия к увеличению существующих производственных мощностей и приобретению новых. Результатом такой активности стал значительный рост продаж. Подобные мероприятия помогли даже небольшим игрокам рынка увеличить либо сохранить на прежнем уровне свою долю рынка.
По итогам 2005 года, лидерами по доле рынка в стоимостном выражении стали ЭКЗ «Лебедянский» (Липецкая область, ТМ «Тонус», «Фруктовый сад», «Я»), ЗАО «Мултон» (Санкт-Петербург, ТМ Nico, Rich, «Добрый»), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (Москва, ТМ J-7, 100% Gold Premium, «Любимый сад») и ОАО «Нидан-Соки» (Москва, ТМ «Да!", «Моя семья», «Чемпион»).
Каждая третья упаковка сока в 2005 году была произведена ЭКЗ «Лебедянский» — этот производитель контролирует 22% рынка в натуральном выражении (рис. 3). Компания входит в список 300 крупнейших российских компаний по уровню капитализации и валовому доходу.
В числе заметных отечественных производителей сока также необходимо отметить компанию «Мултон». Так, в Санкт-Петербурге она лидирует с рыночной долей в стоимостном выражении более 50%. В целом по стране в 2005 году доля этого производителя в натуральном выражении составила 19,8%. Эти показатели несколько снизились по сравнению с предыдущим годом в результате усилившейся конкуренции, особенно со стороны малых региональных производителей, продающих соки по более низким ценам.



Компании «Нидан Соки» и «Вимм-Билль-Данн» в 2005 году также сохранили свои позиции. Несмотря на жесткую конкуренцию, «Нидан» смог увеличить свою долю в натуральном выражении — в 2005 году она составила 16,7%. Доля рынка компании «Вимм-Билль-Данн», гиганта рынка соков и молочных продуктов, в 2005 году практически сохранилась на уровне 2004 года — 16,5% в натуральном выражении. Бренды «Вимм-Билль-Данн» представлены во всех подсегментах сокового рынка, а брендовый портфель компании включает около 170 различных вкусов 100-процентного натурального сока, нектаров и сокосодержащих напитков.
В 2005 году наибольшие доли продаж принадлежали брендам «Фруктовый сад» («Лебедянский») и «Добрый» («Мултон») — соответственно 15,2 и 11,4% в натуральном выражении. За ними следовали J-7 («Вимм-Билль-Данн») и «Да!" («Нидан Соки»), на каждый из которых пришлось 6,9%.
Усиливающаяся конкуренция заставляет производителей искать новые возможности развития, и в 2005 году на рынок было выпущено большое количество новинок. Производители делают упор на пропаганду здорового образа жизни и высокое качество продукта, ищут новые упаковочные решения. Среди новинок выделяются натуральные соки и нектары для детей «Туса Джуса» и соки элит-класса «Я» в стеклянных литровых бутылках («Лебедянский»). Также стоит отметить новый бренд компании «Мултон» «Ясли-Сад», 100-процентные натуральные соки, предназначенные для детей от 4 месяцев и старше.

Прогноз развития рынка соков
По данным компании Euromonitor International, российский рынок соков уже практически достиг точки насыщения, поэтому рост продаж в период с 2005 по 2010 годы будет проходить довольно скромными темпами — примерно на 8% ежегодно в натуральном выражении. По прогнозам специалистов, к 2010 году объемы продаж различных видов соковой продукции достигнут отметки 3,5 млрд литров (рис. 4).



Рост подсегментов рынка будет происходить приблизительно равными темпами. Стремление производителей расширить свое присутствие в экономичном и среднем ценовом сегментах за счет выпуска нектаров и сокосодержащих напитков может привести к несколько более динамичному развитию этих товарных категорий. Конкурентная борьба за рыночные доли продолжится. Более того, ожидается усиление активности небольших российских компаний, которые будут стремиться охватить поставками свои и соседние регионы.
Несмотря на то что прогнозируемая стоимость как сегмента нектаров, так и сегмента натуральных соков составит около $1 млрд, категория натуральных соков будет развиваться более высокими темпами, которые в 2010 году превысят 2%. Рыночная доля нектаров в денежном выражении, напротив, будет уменьшаться.
На протяжении всего прогнозируемого периода будет меняться дизайн упаковок для соковой продукции — производители постепенно перейдут от неудобных картонных пачек-брикетов к более совершенной таре с удобными механизмами открывания. Форма картонной упаковки уже начала изменяться, и эта тенденция сохранится в течение всего прогнозируемого периода.
Статья основана на отчете компании Euromonitor International «Безалкогольные напитки в России».

Foodmarket

ОПРОС

Какого рода исследований (информации), в которой Ваша компания испытывает регулярную потребность, не хватает на рынке в настоящее время?












результаты
голосований





Rambler's Top100