http://marketing.rbc.ua
Маркетинговые исследования, обзор и анализ рынка. Проведение маркетинговых исследований и разработка бизнес-планов
http://marketing.rbc.ua
marketing.rbc.ru
О проектеКлиентыСтать партнеромВопросы - ОтветыКарта сайтаРБК - Украина
Закажи новый продукт от компании "РБК-Украина"

Отрасли


Рынок общественного питания. Москва. 2007-2011

Автор: Экспресс-обзор - 14.08.2008 - 68 стр.
ID (номер): 2368
Версия для печати


Дата выхода:14.08.2008
Количество страниц:68
Язык отчета:Русский
Способ предоставления:В электронном виде
Цена:4 690 грн.
Оплата:безналичные
Доставка:бесплатно, e-mail или экспресс-курьер 1-5 раб. дней (Россия, СНГ, вся планета)
Скачать: Демо-файл (572 Kb) Нажмите сюда, чтобы скачать!



Самыми важными событиями 2007 года на рынке общественного питания стали:

  • Выход Starbucks на российский рынок. На июль 2008 года сеть насчитывала уже 6 точек.
  • Приход Costa Coffee в Россию. Пока открыто только одно кафе, но в самое ближайшее время откроется еще 3 заведения. Кроме того, сеть «Мока Лока», насчитывающая 7 точек в Москве и 13 в России, будет ребрендирована в Costa Coffee. Таким образом, у этого бренда есть реальные шансы обогнать Starbucks в России.
  • Первое заведение бельгийской сети кофеен LPQ открылось в ТЦ «Европейский».
  • Французская сеть быстрого обслуживания Quick, совместно с ГК «Ташир», объявила о своем выходе на отечественный рынок.
  • Активное развитие сегмента демократичных мясных и рыбных концепций.
  • Высокая активность игроков в сегменте ресторанных завтраков - возникали многочисленные идеи утреннего меню, устанавливались низкие цены, конкурирующие со стоимостью домашнего завтрака.

По данным ФСГС, в 2007 году российские рестораторы заработали более 500 млрд. руб., что превысило показатель предыдущего года на 36,6%. Если убрать инфляционную составляющую, то темпы прироста будут чуть ниже - 22,9%.

Высокая динамика ресторанного рынка, как и других потребительских рынков, связана с ростом доходов населения, с развитием культуры посещения ресторанов, чему, в свою очередь, способствует благоприятная макроэкономическая ситуация в нашей стране.

Среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей не только развитых, но и развивающихся стран. К примеру, в 2007 году среднедушевые затраты на питание вне дома  составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2005 год), Франции (25 тыс. руб. на 2005 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2005 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности.

По данным «Департамента потребительского рынка Москвы», по итогам 2007 году объем столичного рынка общепита увеличился в фактических ценах на 19,6%. Без инфляционной составляющей это превышает показатель предыдущего года на 7,6%.

Темпы роста московского рынка ниже аналогичного показателя для России. Это объясняется тем, что Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста.

Традиционно рынок общепита делят на 4 сегмента: рестораны быстрого обслуживания (QSR), fast casual рестораны (casual dining с форматом free-flow), демократичные заведения (casual dining) и премиальные рестораны (fine dining).

Основной вклад в развитие Московского рынка вносят предприятия демократичного сегмента: кофейни, casual dining рестораны, fast casual рестораны. В то время как рынок fine dining заведений стагнирует. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем сегмента премиальных ресторанов на столичном рынке увеличился на 7,0%, что обусловлено исключительно инфляцией. В сопоставимых же ценах объем сегмента уменьшился почти на 4%.

Предпосылкой такой ситуации является то, что на протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных.

Последовавший продолжительный экономический рост повысил благосостояние и жизненный уровень среднего класса, который начал активного наверстывать упущенное.

В ближнесрочной перспективе ситуация не изменится - доля демократичных заведений в структуре московского общепита будет только увеличиваться, а сегмент fine dining будет стагнировать.

Исследование рынка общественного питания Москвы включает 2 части:

  • Характеристика российского рынка общепита (объем рынка, число ресторанов, основные макроэкономические показатели).
  • Характеристика столичного рынка общепита (объем рынка, число ресторанов, доля сетевых ресторанов; структура рынка по 4 сегментам; сравнительная характеристика основных игроков; описание каждого из 4-х сегментов, кофеен, пивных ресторанов, услуг ресторанных завтраков).

По каждому сегменту рынка общественного питания дан прогноз на 2008-2011 гг. Приведены рейтинги по числу точек ведущих операторов по каждому сегменту.

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ

2

О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР"

4

ОГЛАВЛЕНИЕ

5

РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. РОССИЯ

9

 

Основные события. 2005

9

 

Основные события. 2006

10

 

Основные события. 2007

12

 

Объем рынка, число ресторанов

15

 

Уровень жизни населения

17

РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. МОСКВА

18

 

Объем рынка

18

 

Количество ресторанов

19

 

 

Количество ресторанов

19

 

 

Потенциальная емкость

20

 

Структура рынка розничной торговли и общепита по АО

21

 

Сравнительная характеристика основных сегментов рынка общественного питания

22

 

Структура рынка общественного питания по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining)

23

 

Структура рынка общественного питания по сегментам (рестораны с официантами и без них)

24

 

Сравнительная характеристика основных игроков

25

 

СЕГМЕНТ STREET FOOD

36

 

 

Характеристика сегмента

36

 

 

Рейтинг основных операторов

37

 

СЕГМЕНТ QSR

39

 

 

Объем рынка

39

 

 

Потенциальная емкость

41

 

 

Максимальная стоимость обеда

41

 

 

Рейтинг основных операторов

42

 

СЕГМЕНТ FAST CASUAL

43

 

 

Объем рынка

43

 

 

Рейтинг основных операторов

44

 

СЕГМЕНТ CASUAL DINING

45

 

 

Объем рынка

45

 

 

Количество ресторанов

46

 

 

Описание целевой аудитории

46

 

 

Рейтинг основных операторов

47

 

СЕГМЕНТ FINE DINING

49

 

 

Объем рынка

49

 

 

Предпочтения по кухне

50

 

 

Рейтинг основных операторов

51

 

СЕГМЕНТ КОФЕЕН

52

 

 

Объем рынка

52

 

 

Число кофеен

53

 

 

Рейтинг основных операторов

54

 

СЕГМЕНТ ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ

55

 

 

Объем рынка

55

 

 

Уровень конкуренции

56

 

 

Количество ресторанов

56

 

 

Рейтинг основных операторов

57

 

РЕСТОРАННЫЕ ЗАВТРАКИ

58

 

 

Объем рынка

58

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

59

 

Приоритетность кухонь

59

ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА

60

ПРИЛОЖЕНИЕ

61

 

Курс доллара и численность населения РФ

61

 

Основные определения и допущения

61

 

Оценки экспертов, использованные в исследовании

61

 

 

Основные показатели по России

61

 

 

Основные показатели по Москве

63

 

 

Структура рынка Москвы

65

 

 

Основные игроки

68

Приложения

Таблица 1.

Динамика объема рынка (млрд. руб.), количества ресторанов (шт.), среднедушевых затрат на общественное питание в России (руб./чел. в год), 2004-2011

15

Таблица 2.

Динамика основных показателей уровня жизни населения (ВВП, номинальная начисленная зарплата, прирост реальной зарплаты, прирост реальных располагаемых доходов), 2004-2011

17

Таблица 3.

Динамика объема московского рынка общественного питания (млрд. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год) на ресторанные услуги, 2004-2011

18

Таблица 4.

Динамика общего количества ресторанов в Москве и количества сетевых заведений, шт., 2004-2011

19

Таблица 5.

Потенциальная емкость московского рынка по числу заведений, динамика показателя заполненности рынка, % шт., 2004-2011

20

Таблица 6.

Динамика структуры рынка розничной торговли и общественного питания по АО Москвы, млн. руб., 2006-2008

21

Таблица 7.

Сравнительная характеристика основных сегментов рынка общественного питания по 13 параметрам

22

Таблица 8.

Динамика структуры рынка общественного питания Москвы по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining), % стоим, 2004-2011

23

Таблица 9.

Динамика структуры рынка общественного питания Москвы по сегментам (рестораны с официантами и без них), % стоим, 2004-2011

24

Таблица 10.

Сравнительная характеристика крупнейших игроков московского рынка общественного питания

25

Таблица 11.

Описательная характеристика крупнейших игроков рынка по основным параметрам

34

Таблица 12.

Рейтинг основных операторов и брендов сегмента street food по количеству точек, июль 2008

38

Таблица 13.

Динамика объема рынка сегмента QSR (млрд. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год) на QSR, 2004-2011

39

Таблица 14.

Потенциальная емкость московского рынка QSR, динамика показателя насыщенности рынка, % стоим., 2004-2011

41

Таблица 15.

Рейтинг основных операторов и брендов сегмента QSR по количеству точек, июль 2008

42

Таблица 16.

Динамика объема рынка сегмента fast casual (млн. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год) на fast casual, 2004-2011

43

Таблица 17.

Рейтинг основных операторов и брендов сегмента fast casual по количеству точек, июль 2008

44

Таблица 18.

Динамика объема рынка сегмента casual dining (млн. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год) на casual dining, 2004-2011

45

Таблица 19.

Динамика количества ресторанов casual dining, шт., 2004-2011

46

Таблица 20.

Рейтинг основных операторов и брендов сегмента casual dining по количеству точек, июль 2008

47

Таблица 21.

Рейтинг основных операторов и брендов сегмента casual dining по количеству точек (продолжение), июль 2008

48

Таблица 22.

Динамика объема рынка сегмента fine dining (млн. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год) на fine dining, 2004-2011

49

Таблица 23.

Рейтинг основных операторов/рестораторов сегмента fine dining по количеству точек, июль 2008

51

Таблица 24.

Динамика объема российского рынка кофеен, млрд. руб., 2005-2011

52

Таблица 25.

Динамика объема московского рынка кофеен, млрд. руб., 2005-2011

52

Таблица 26.

Динамика объема российского и московского рынка кофеен (млн. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год), 2005-2011

52

Таблица 27.

Динамика числа кофеен в Москве, потенциальной емкости, заполненности сегмента, шт., 2007-2008

53

Таблица 28.

Рейтинг основных операторов сегмента кофеен по количеству точек, июль 2008

54

Таблица 29.

Динамика объема московского рынка пивных ресторанов, млрд. руб., 2004-2011

55

Таблица 30.

Динамика объема московского рынка пивных ресторанов (млн. руб.), среднедушевых затрат (руб./чел. в год), 2004-2011

55

Таблица 31.

Динамика показателя уровня конкуренции на московском рынке пивных ресторанов, % стоим., 2004-2011

56

Таблица 32.

Число демократичных и премиальных пивных ресторанов в Москве, шт., 2007

56

Таблица 33.

Рейтинг основных операторов сегмента пивных ресторанов по количеству точек, июль 2008

57

Таблица 34.

Динамика объема российского рынка ресторанных завтраков (млн. руб.); число ресторанов, предлагающих эту услугу (шт.), 2004-2008

58

Таблица 35.

Распределение кухонь по степени приоритетности, % человек, июль 2008

59

Таблица 36.

Основные количественные характеристики рынка общественного питания Москвы, 2004-2011

60

Таблица 37.

Динамика курса доллара и евро, численности населения РФ и Москвы, ИПЦ, 2003-2011

61

 

Количество рисунков - 33

Рисунок 1.

Динамика объема рынка общественного питания, млрд. руб., 2004-20011

15

Рисунок 2.

Динамика количества предприятий общественного питания (ресторанов) в России, шт., 2004-2011

15

Рисунок 3.

Сравнительная характеристика среднедушевых затрат на ресторанные услуги по 10 странам мира, (руб./чел. в год), 2005

16

Рисунок 4.

Динамика темпов роста реальной заработной платы и объема ресторанного рынка, % стоим., 2005-2011

17

Рисунок 5.

Динамика темпов роста ВВП, % стоим., 2005-2011

17

Рисунок 6.

Динамика объема московского рынка общественного питания, млрд. руб., 2004-2011

18

Рисунок 7.

Динамика общего количества ресторанов в Москве, шт., 2004-2011

19

Рисунок 8.

Доля ресторанов, расположенных внутри Садового кольца, % шт., 2007

19

Рисунок 9.

Сравнительная характеристика числа ресторанов по 5 мировым столицам, шт., 2006

20

Рисунок 10.

Доля сетевых ресторанов от общего количества предприятий общественного питания Москвы, % шт., 2007

20

Рисунок 11.

Структура рынка розничной торговли и общественного питания по АО Москвы, % стоим., 2008

21

Рисунок 12.

Структура рынка общественного питания Москвы по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining), % стоим, 2007

23

Рисунок 13.

Структура рынка общественного питания Москвы по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining), % стоим, 2011

23

Рисунок 14.

Структура рынка общественного питания Москвы по сегментам (рестораны с официантами и без них), % стоим, 2007

24

Рисунок 15.

Количество точек основных сетевых концепций операторов street food, шт., июль 2008

37

Рисунок 16.

Структура рынка street food по четырем основным операторам, % шт., июль 2008

37

Рисунок 17.

Распределение розничных точек бренда "Крошка-картошка" по России, % шт., 2008

38

Рисунок 18.

Динамика объема рынка сегмента QSR, млрд. руб., 2004-2011

39

Рисунок 19.

Количество точек основных сетевых концепций операторов QSR, шт., июль 2008

42

Рисунок 20.

Динамика объема рынка сегмента fast casual, млрд. руб., 2004-2011

43

Рисунок 21.

Количество точек основных сетевых концепций операторов fast casual, шт., июль 2008

44

Рисунок 22.

Динамика объема рынка сегмента casual dining, млрд. руб., 2004-2011

45

Рисунок 23.

Динамика количества ресторанов casual dining, шт., 2004-2011

46

Рисунок 24.

Количество точек основных операторов сегмента casual dining, шт., июль 2008

47

Рисунок 25.

Динамика объема рынка сегмента fine dining, млрд. руб., 2004-2011

49

Рисунок 26.

Количество точек основных операторов сегмента fine dining, шт., июль 2008

51

Рисунок 27.

Доля Москвы в структуре российского рынка кофеен, % стоим., 2008

52

Рисунок 28.

Доля 3х основных операторов на московском рынке кофеен, % шт., 2008

54

Рисунок 29.

Динамика объема производства пива в России по данным официальной статистики, млн. дкл, 2000-2007

55

Рисунок 30.

Доля демократичных и премиальных ресторанов от общего числа пивных заведений Москвы, % шт., 2007

56

Рисунок 31.

Количество точек основных операторов сегмента пивных ресторанов, шт., июль 2008

57

Рисунок 32.

Динамика объема российского рынка ресторанных завтраков, млн. руб., 2004-2008

58

Рисунок 33.

Распределение кухонь по степени приоритетности, % человек, июль 2008

59





Rambler's Top100