logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рейтинг уровня обслуживания в киевских продуктовых супермаркетах и дискаунтерах

В декабре 2006 года было проведено независимое исследование уровня обслуживания в киевских продуктовых супермаркетах и дискаунтерах. Исследование проводилось при участии специализированной консалтинговой компании «Розница-UA». Оценивался не только уровень обслуживания, но и подготовка магазинов к новогодним праздникам: тематический ассортимент и украшения торгового зала.
Оценка проводилась по таким компонентам:
- Прилавок (внешний вид продавца)
- Прилавок (поведение продавца)
- Прилавок (обслуживание покупателей)
- Прилавок (операционные стандарты)
- Торговый зал (поведение -продавцов)
- Торговый зал (операционные стандарты)
- Кассир (внешний вид и операционные стандарты)
- Кассир (обслуживание покупателей)

Рис. 1.1. Объективная оценка уровня обслуживания в продуктовых супермаркетов Киева

Самым распространенным нарушением является отсутствие головного убора продавца, аккуратность и чистота формы. Сотрудники не уделяют внимания своему внешнему виду: прическе, чистоте рук. Отсутствует контроль за внешним видом сотрудников и со стороны администраторов.
То же касается и поведения продавцов за прилавком. Многие продавцы общаются с коллегами, игнорируя покупателей
В обслуживании покупателей за прилавком, нами в первую очередь, оценивалась готовность продавца помочь в выборе того или иного товара и как ориентируется продавец в том товаре, который он продает. Само обслуживание можно разделить на несколько шагов:
1) инициация общения с покупателем;
2) помощь покупателю в выборе из нескольких видов и сортов товара;
3) предложение продегустировать продукт;
4) уточнение, в каком виде покупатель хочет получить товар;
5) завершение общения с покупателем.
Экспертами было выявлено, что большинство шагов на данном этапе продажи отсутствуют. Продавцы большинства супермаркетов (как и дискаунтеров) мало внимания уделяют покупателям, стараясь ограничить общение с ними. Все обслуживание сводится к двум шагам:
1) получить заказ;
2) отдать заказ.
Операционные стандарты оценивались по таким пунктам:
1) чистота прилавка;
2) отсутствие посторонних предметов и моющих средств в рабочей зоне;
3) чистота рабочей зоны.
Таким образом, в супермаркетах эксперты по качеству обслуживания могли наблюдать не только несоблюдение вышеизложенных пунктов, но и явное нарушение санитарных норм.
На этапе проверки поведения продавца в торговом зале эксперты оценивали, как персонал ориентируется в ассортименте, соответствует ли поведение персонала этическим нормам. Чаще всего продавцы уделяют внимание разговорам с коллегами и на вопрос покупателя «Где я могу найти….?» Следует ответ «Не знаю! Я не из этого отдела!»
Операционные стандарты торгового зала: чистота пола, наличие брошенных тележек в торговом зале (пустых либо с товаром для выкладки), соответствие ценников выставленному товару и их чистота, состояние камер для хранения.
Больше всего было выявлено несоответствие ценников товару, выставленному на полках торгового зала.
В большинстве случаев внешний вид кассира был безупречен и кроме отсутствия, в некоторых случаях, именных бейджей претензий у экспертов не вызывал.
Обслуживание покупателей на кассе состояло из таких шагов:
1) приветствие покупателя;
2) вопрос о наличии дисконтных карт;
3) предложение приобрести пакет;
4) расчет на кассе;
5) прощание с покупателем.
Также интересно было узнать, помогают ли в супермаркетах Киева покупателям с упаковкой продуктов в пакеты. В большинстве случаев, кассиры не придерживаются стандартных шагов обслуживания. Что касается помощи в упаковке продуктов на кассе, этот пункт остался на нулевом уровне. Ни в одном из супермаркетов Киева кассиры даже не предположили, что покупателю может потребоваться подобная помощь!

Рис. 1.2. Объективная оценка уровня обслуживания среди дискаунтеров Киева

В дискаунтерах встречаются те же резервы, которые встречались в супермаркетах. Отсутствие контроля со стороны администрации к внешнему виду персонала приводит к тому, что за прилавком можно встретить сотрудника в грязном фартуке.
Продавцы позволяют себе вольное общение с коллегами в присутствии многочисленной очереди покупателей. В некоторых дискаунтерах эксперты столкнулись с грубостью персонала и их некультурным поведением.
На этом этапе все сети получили либо удовлетворительную, либо неудовлетворительную оценку.
Чистота рабочей зоны и самого прилавка в некоторых дискаунтерах достигает высокой отметки. И в то же время, некоторым сетям необходимо обратить внимание на данный резерв в работе.
Отсутствует дисциплина в торговом зале, многие продавцы не ориентируются в ассортименте и не могут подсказать, где находиться тот или иной товар.
Резервами можно считать грязный пол и состояние камер хранения в дискаунтерах Киева. Встречается так же неаккуратность выкладки (наличие в ней «дыр») и присутствие брошенных тележек с упаковочным материалом в торговом зале.
Все обслуживание кассира в дискаунтере сводиться только к тому, что бы просканировать товар и рассчитать покупателя.

Рис. 1.3 Сравнительная диаграмма объективной оценки уровня обслуживания в супермаркетах и дискаунтерах Киева.

Исследование показало, что магазины одной сети могут сильно отличаться по многим показателям. По мнению экспертов компании Розница – UA этому есть три причины.
Первой причиной возникшей ситуации является отсутствие корпоративных стандартов обслуживания.
Второй причиной – отсутствие систематического контроля за выполнением стандартов обслуживания.
Третья причина – отсутствие программы материального стимулирования, которая была бы завязана на выполнение этих стандартов.
Кроме всего, одной из целей проведения исследование было оценить подготовку супермаркетов и дискаунтеров к Новому Году. По праву в этом можно считать лидерами именно супермаркеты (рис.1.4)

Рис.1.4 Субъективная оценка подготовки супермаркетов к Новому Году. Максимальное значение 10 баллов.

В данном случае, эксперты оценивали тематический ассортимент магазинов и как украшены торговые залы супермаркетов и дискаунтеров Киева.

Рис. 1.5 Субъективная оценка подготовки дискаунтеров к Новому Году. Максимальное значение 10 баллов.

ProRetail.com.ua

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top