
Рынки уходят в прошлое. Данные исследования покупательских привычек
Роль рынка как основного места совершения покупок москвичей с каждым годом снижается, уступая место гипермаркетам, супермаркетам и дискаунтерам.
При этом близость торговой точки к месту проживания или работы является основным критерием при выборе места покупки для более половины москвичей. Важнейшими факторами при выборе товаров для 99% москвичей являются свежесть и качество продукции. Такие данные были получены в ходе исследования покупательских привычек в Москве, проведенного компанией ГфК-Русь.
Результаты исследования, проведенного в 2006 г., свидетельствуют о том, что в Москве ранее традиционные каналы продаж, такие как рынок и магазин с обслуживанием продавцами с каждым годом теряют свои позиции, уступая место современным форматам торговли. Наиболее динамично развивается и набирает вес формат гипермаркета. Для каждого четвертого москвича гипермаркет является основным местом покупки продуктов питания и товаров повседневного спроса. Одной из причин роста доли покупателей гипермаркетов является активное открытие новых магазинов данного формата.
На втором месте по доле расходов на продовольствие находятся супермаркеты. 23% москвичей называют их основным местом покупки.
Достаточно популярным в Москве остается и формат магазина дискаунтер: 22% респондентов назвали его основным местом покупки, а как второе место покупки его выбрали еще 20% покупателей.
Доля рынка, как основного места совершения покупок, заметно снижается. По данным исследования, в 2006 году рынок являлся основным местом совершения покупок для 12% москвичей, в то время как в 2003 г. таковым его считали 29%.
Источник: GfK Rus Shopping Monitor 2003—2006
Если проводить сравнение по местам покупки определенных продуктовых категорий, то, как и в предыдущие годы, свежие овощи и фрукты, а также охлажденное мясо москвичи традиционно предпочитают покупать на рынках. Молочные продукты, колбасные изделия и мясные деликатесы – преимущественно в супермаркетах. Если в 2005 г. основным местом покупки бытовой химии и средств личной гигиены для большинства респондентов был супермаркет, то в 2006 г. эти товары стали чаще приобретаться в гипермаркетах.
В ходе опроса респонденты обосновывали свой выбор того или иного основного места покупки продуктов питания и называли причины, которыми они руководствуются. Так, основные причины в 2006 г. остались неизменными по сравнению с 2003—2005 гг., а именно: близость к месту проживания или работе (56%), приемлемый уровень цен (46%), широкий ассортимент (43%) и свежесть и качество продуктов (18%).
Если говорить о выборе разных типов торговых точек, то гипермаркеты привлекают покупателей широким ассортиментом, а супермаркеты и дискаунтеры — близостью к дому или работе. При этом стоит отметить, что в супермаркеты, в основном, ходят из-за разнообразия продуктов, а в дискаунтер — из-за уровня цен. Приемлемый уровень цен служит определяющим фактором для тех, кто выбирает в качестве основного места покупок рынок или Cash&Carry.
Источник: GfK Rus Shopping Monitor 2003—2006
При оценке важности факторов при совершении покупки на первое место москвичи выдвигают свежесть и качество продуктов (99% респондентов назвали это самым важным фактором), широкий ассортимент (93%), чистота в магазине и его окрестностях (92%), отсутствие очередей на кассах (90%) и вежливый и доброжелательный персонал (89%). Приемлемый уровень цен являются важным критерием для 89% респондентов.