
В России банки узнают по рекламе, а доверяют — по совету друзей
Маркетинговое агентство GfK Rus опубликовало исследование «Отношение россиян к банковским услугам» , в котором говорится, что почти три четверти взрослых россиян — 71, 4% используют банковские услуги. Чаще всего потребители обращают внимание на рекламу Сбербанка, банка «Русский стандарт» и Альфа-Банка, но при этом выбирают банковские услуги по совету друзей и родственников.
GfK Rus — российское подразделение GfK (Gesellschaft fuer Konsumforschung) Group, международной компании, созданной в 1925 году и работающей в области маркетинговых исследований. GfK Rus была основана в 1991 году и проводит свои исследования в 86 субъектах России. Исследование FMDS (Financial Market Data Service) проводится в России GfK Rus с 2002 года. Настоящая выборка включила в себя 2200 респондентов от 16 лет и старше из 170 городов России.
Согласно выводам GfK Rus, из 71, 4% граждан России, пользующихся банковскими услугами , наиболее активными являются:
проживающие в крупных (от 500 тыс. жителей) городах потребители
от 30 до 59 лет,
предприниматели, руководители и служащие,
как правило, с высшим образованием,
имеющие семью из четырех-пяти человек,
с уровнем дохода свыше 6 тыс. руб. на члена семьи в месяц.
По итогам второй половины 2006 года по сравнению с его первым полугодием выросло число респондентов, использующих текущие рублевые счета в банках (с 35, 2 до 37, 6% опрошенных). При этом на 7, 8% сократилось число россиян, оформивших срочные вклады в рублях (до 13, 1%), и на 7, 1% — валютные вклады (до 1, 9%). На 5, 3%, до 12%, снизилось и количество клиентов, воспользовавшихся денежными переводами . Выросло же число клиентов, взявших автокредиты и ипотеку , — с 1, 4 до 2, 8% и с 1, 3 до 2, 6% соответственно. Также с 4, 3 до 7, 4% выросло число обладателей кредитных карт .
По охвату и запоминаемости банковской рекламы лидируют Сбербанк (22, 4% взрослого населения виде— ли какую-либо рекламу этого банка), «Русский стандарт» (20, 3%), Альфа-Банк (13%), Газпромбанк (10%), ВТБ (9, 3%), ХКФ-банк (9%). При этом по сравнению с показателями весны 2006 года в рейтинге узнаваемости рекламы ВТБ потерял 6%, Сбербанк и ХКФ-банк по 4%, Альфа-Банк — 3%. Только «Русскому стандарту» удалось заставить потребителей увидеть свою рекламу: его рейтинг вырос с 14% весной 2006 года до 20% к его концу.
Наиболее часто из рекламных носителей респонденты упоминают телевизионную и наружную рекламу, а затем рекламу в газетах. Интересно, что более трети опрошенных (31, 7%) заявило, что они вообще не видели рекламы банков. При этом основным источником информации о кредитных организациях для россиян является мнение родственников, друзей и знакомых . Так, если на начало 2006 года доля данного канала информации составляла 31%, то к концу года она выросла до 35%. Второй по значимости для выбора банка является телереклама , хотя респонденты и отметили снижение ее влияния (с 27% в 2005 году до 20% в 2006-м). Консультации работников кредитных организаций являются третьим по значимости источником информации для населения при выборе банковских продуктов (рост с 11% в 2005 году до 16% в 2006-м).