logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Украинский рынок стеклотары ежегодно растет на 15–20%

Обнародованный Pira International рыночный прогноз показал, что в ближайшие годы среди упаковочных материалов наиболее стремительные темпы роста придутся на сегменты твердых и гибких пластиков.

Сегодня пищевая промышленность является самым крупным потребителем упаковки. Ежегодный рост мирового пищепрома составляет 4,6%, и рынок, по прогнозам Pira International, должен такими темпами достичь к 2009 г. $227 млрд. А в целом мировой
рынок упаковочной продукции будет ежегодно расти на 4,2% и достигнет $556 млрд к 2009 г. Наибольший рост придется на Азию, Восточную Европу и Латинскую Америку. Индия и Китай обеспечат ежегодно 14,2% и 8,2% роста соответственно (к 2009 г. это составит $13 и $51 млрд). Среди стран Восточной Европы максимальный рост ожидается в Польше – 11% ежегодно (до $6 млрд в 2009 г.), а крупнейшим рынком этого региона останется Россия, где объем продаж в 2009 г. составит $18,5 млрд. Что касается основных упаковочных материалов, то доля твердых пластиков будет стремительно расти (34–35% к 2009 г.). Гибкие упаковочные материалы займут второе место с ростом в 27–28% (рис. 1).

По сегодняшний день «развитие упаковки ориентировано на три доминанты: прочность, безопасность, экономичность. Естественно этот список можно расширить факторами эстетичности, эргономичности и т. д. Равно как отдельной темой следует выделить эксклюзивные виды упаковки и те сегменты, где вообще только один из видов может использоваться. Однако если говорить о массовом производстве продуктов, необходимыми и достаточными являются только первые три фактора. Появившийся в последнее десятилетие новый фактор экологичности пока не стал доминирующим, но этого можно ожидать через 10–15 лет.  Если этот фактор еще не стал доминирующим, то фактор прочности уже перестает быть таковым. Действительно, сопутствующая упаковка и совершенствующаяся логистика вполне решают этот вопрос. Таким образом, сегодня мировой рынок упаковки для пищевых продуктов в целом регулируется двумя основными факторами: безопасностью и экономичностью. Причем ключевая ценность для каждого регионального рынка определяется в первую очередь уровнем благосостояния. Чем выше уровень жизни в отдельной стране, тем более важна безопасность и выше доля стеклянной упаковки, чем ниже уровень жизни, тем больше доля полимерной упаковки».

На протяжении тридцати пяти веков стекло служит человеку, продолжая и сегодня удерживать рыночные позиции в борьбе с современными материалами. И если европейский рынок стеклотары ежегодно растет на 3–5%, то украинский демонстрирует завидные темпы в 15–20%. Правда, оговоримся сразу: такую динамику обеспечивает спрос на рынке алкогольной продукции. Что же касается сегмента широкогорлой стеклянной тары (именно она используется консервпромом), то размещение отечественных игроков происходит в порядке, описанном Сергеем Жилой, директором по маркетингу ЗАО «Киевский стеклотарный завод»: «Рынок консервной стеклотары можно разделить на три подсегмента: «премиум», средний и дешевый. В сегменте «премиум» работает только одно предприятие: «Консюмерс-Скло-Зоря» – завод, которому нет равных по технологиям не только в Украине, но и в СНГ. Однако основная его направленность – бутылки, банки для консервирования занимают небольшую долю производства, а в целом по Украине этот показатель вообще мизерный. Клиентами «Зори» являются ТМ «Нежин», ТМ «Чумак» – национальные бренды, производящие дорогую консервацию и имеющие возможность платить за эксклюзи вную стеклянную тару высокого качества большие деньги.

Дешевый сегмент представлен двумя производителями: рогачинским и артемовским стеклотарными заводами. Качество их продукции достаточно низкое, цена, соответственно, тоже. У этих предприятий все еще большая доля в производстве приходится на банки с горлом СКО. Сегодня в такую тару пакуется продукция мелких региональных консервных заводиков со старым оборудованием и очень дешевой продукцией.

Заводы, которые работают в среднем ценовом сегменте, в порядке занимаемых на рынке позиций расположены следующим образом: киевский стеклотарный завод, бучанский стеклотарный завод, херсонский стеклотарный завод, песковский стеклотарный завод, житомирский стеклотарный завод. Тара этого сегмента достаточно качественна и имеет вменяемую цену. Заводы производят как стандартную тару, рассчитанную на любого потребителя, так и эксклюзивную – под конкретного заказчика. К примеру, в портфеле эксклюзивов киевского стеклотарного значатся украинские ТМ «Верес», «Арго», «Руна», «Мастер Аппетит» и многие другие, а также несколько крупных российских консервных брендов».

Применение новых технологий позволяет сегодня выпускать так называемую облегченную тару, что особенно актуально в связи с постоянно растущими ценами на энергоносители. По мнению экспертов, производство облегченного стекла – вопрос не только прибыли, но и сохранения позиций на рынке.

Во всех развитых странах стекольная отрасль характеризуется крайне высоким уровнем концентрации. Более 80% продукции, представленной на мировом рынке, производится несколькими транснациональными корпорациями: Anchor Glass Container Corporation (США), Glaverbel Group (Бельгия), Owens-Illinois Inc. (США), Rexam PLC (Великобритания), Saint-Gobain Group (Франция), Sisecam Group (Турция). И говоря сегодня о прогнозах для украинского рынка стеклотары, следует опираться на две тенденции:

Во-первых, наш растущий рынок привлекает иностранный капитал. Сделки по приобретению украинских активов в стекольной промышленности последовали одна за другой: французская стекольная корпорация Saint-Gobain купила контрольный пакет акций ровенского завода "Консюмерс-Скло-Зоря", кипрская компания Uglass Holding Ltd стала собственником бучанского завода стеклотары, швейцарская фирма Vetropack – гостомельского, а ООО «Биомедстекло» перешло в собственность кипрской компании Uglass Holdings Limited, которую связывают с греческой Yioula Glassworks Group.

Во-вторых, рынки-потребители стеклотары постепенно приближаются к насыщению, поэтому процессы слияния и поглощения будут происходить все интенсивнее. А это значит, что концентрация капитала постепенно вытеснит с рынка мелких производителей, которые не смогут укрепиться в какой-либо специализированной нише.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top