
Общий объем фармацевтического рынка Украины составил $2,10 млрд. в 2006 г.
Общий объем фармацевтического рынка Украины (розничного и госпитального сегментов) составил в 2006г $2,10 млрд.(темп прироста к 2005г 44%), согласно исследованию компании "Бизнес-кредит". В Евро эти показатели составили соответственно 1,67 млрд., темп прироста 43%.
В 2006г розничный фармрынок Украины напоминал поведение других потребительских рынков и регулировался преимущественно рыночными механизмами, при минимальном вмешательстве государства.
Его объем составил $ 1,75 млрд. (1, 399 млрд. Евро) и 1,18 млрд. уп. В 2006 г. к 2005 г. нами были отмечены рекордные темпы прироста за весь период наблюдений с 1996г: 48%(в $) или 46% (в Евро).
Основными факторами роста считают аналитики "Бизнес-кредит": повышение располагаемых доходов населения, наблюдавшиеся на протяжении последних двух лет; активную деятельность фармкомпаний, направленную на развитие и увеличение рынка; изменение предпочтений потребителей в пользу более дорогих и качественных препаратов и значительное повышение цен на отечественные препараты не только заводами-изготовителями, но и переоценка их запасов на протяжении всей логистической цепочки, а также активное развитие продаж БАД и лечебной косметики через аптечную сеть.
Наиболее значимыми, с нашей точки зрения, процессами, определявшими характер развития фармацевтического рынка Украины в завершившемся году были следующие:
В сегменте дистрибьюторов отмечалась дальнейшая концентрация бизнеса, с усилением позиций компаний первой пятерки; борьба за увеличение своей рыночной доли сопровождалась снижением дистрибьюторской маржи; активизировалась вертикальная интеграция дистрибьюторов в аптечный сегмент ( в структуре многих ранее крупных дистрибьюторов розничная составляющая начала превалировать, становясь эволюционным исходом этих компаний из оптового бизнеса); существенно активизировался интерес зарубежных дистрибьюторов к выходу на украинский рынок через покупку местных операторов.
В сегменте производителей активизировалась компания за повышение отраслевых стандартов со стороны крупных зарубежных и украинских производителей; велась активная работа по увеличению и оптимизации продуктовых портфелей. Западные компании увеличивали свой продуктовый портфель за счет новых препаратов, так и за счет расширения продуктовых линеек уже популярных в Украине брендов. Отечественные предприятия занимались активным брендированием продукции и уменьшали выпуск препаратов под международными непатентованными названиями. Для отечественных лидеров были характерны активные усилия по повышению капитализации и ориентация на западный стиль менеджмента. Имели место крупные инвестиции компаний в увеличение и повышение эффективности региональных служб.
Для розничного сегмента оставались характерными высокая инвестиционная привлекательность аптечного бизнеса, его концентрация (развитие аптечных сетей и их межрегиональный характер), повышение отраслевых стандартов, оптимизация аптечного ассортимента. Активно развивавшийся в 2006г. формат фармамаркетов привел к увеличению доли парафармацевтики в ассортименте, привнес в аптечный бизнес классические торговые технологии, повысив значимость марчендайзинга, расположения на полке, ориентированных на покупателя маркетинговых действий.
Государство как участник фармрынка в 2006г. Позитивным влиянием со стороны государства в 2006г можно считать:увеличение бюджета здравоохранения на 31% и его 100% финансирование; ориентация Перечня препаратов, разрешенных к закупкам за бюджетные средства на международные непатентованные названия, обеспечившая возможность более прозрачного проведения тендеров; сохранение нулевой ставки НДС и отмена таможенных пошлин на ЛС.
Вместе с тем, в Украине доля государства как прямого покупателя ЛС не превышает 16 % отсутствуют программа государственного возмещения расходов на ЛС, нормативно-юридическое и финансовое обеспечение стандартов лечения, не обеспечено соблюдение закона о порядке отпуска рецептурных ЛС. Низкие входные барьеры на рынок и слабая система контроля делает возможным присутствие на рынке большого количества как продукции низкого качества, так и откровенных фальсификатов.
В 2006г к 2005г, по данным Госкомстата, отмечено увеличение на треть средней заработной платы, располагаемых доходов населения и его затрат на товары и услуги. На протяжении 2005-2006г тренды развития розничного фармрынка, (по данным Бизнес-Кредит ) импорта ЛС (по данным Госвнешинформ) были практически параллельными тренду располагаемых доходов населения (по данным Госкомстата), что может свидетельствовать об определяющей роли потребительских инвестиций в развитии фармрынка.
В 2006г по сравнению с 2005г отмечалось значительное увеличение импортных поставок фармацевтической продукции (33%), парфюмерно-косметических средств (25%), а также группы товаров, включающих медицинские приборы, аппараты, хирургические инструменты (37%) *.
Первые три импортера обеспечили 33% объема импорта ЛС (в $US).
Наиболее высокие темпы роста рынка наблюдались в первом полугодии 2006г. Вместе с тем, характерный ежегодный рост продаж в конце года был менее ожидаемого, что было обусловлено как снижением темпов роста реальных доходов населения в четвертом квартале, так и умеренной потребностью в противопростудных препаратах на фоне необычно теплой погоды.
В 2006г. темп прироста продаж ОТС препаратов (51%) опережал рост рецептурных препаратов (45%), вследствие чего, доли обеих групп препаратов в общих продажах уравнялись. В натуральном выражении имеет место явное преобладание доли продаж ОТС препаратов. В обеих группах в стоимостном выражении максимальные объемы продаж имели импортные препараты. В натуральном выражении лидировали препараты преимущественно украинских, российских и индийских производителей.
В 2006году в Украине продавались препараты от 429 зарубежных и 146 отечественных производителей. За прошедший год число компаний увеличилось на 16%. На рынок вышли 54 зарубежных и 38 украинских производителей. В стоимостном выражении продажи импортных препаратов по прежнему преобладали над отечественными . Несмотря на увеличение валового объема продаж, отечественные производители продолжали терять свою долю рынка, как стоимостном, так и в натуральном выражении.
В 2006г потребители могли найти на аптечной полке более 5,5 тысяч торговых наименований лекарственных средств (более 8 тысяч full name).
Реализация двадцати лидирующих торговых наименований препаратов составила более 8% от объема фармацевтического рынка, и явилась отражением успешности маркетинговых стратегий иностранных производителей. Именно их препараты доминируют в рейтинге. Лидерами продаж в стоимостном выражении стали препараты Актовегин(Nycomed), Эссенциале (Sanofi-Aventis) и Виагра (Pfazer). Среди лидеров по объемам продаж в натуральном выражении были препараты украинских производителей, в первую очередь, компании Дарница.
Лидирующие импортные препараты были представлены патентованными названиями и обеспечены мощными маркетинговыми бюджетами и поддержой, что нельзя сказать об отечественных.
Среди лидирующих фармацевтических групп существенных изменений в 2006 году не произошло. Максимальные объемы продаж в стоимостном выражении имели средства, действующие на пищеварительную систему и метаболизм; дыхательную и сердечно-сосудистую системы. В натуральном выражении лидировали продажи препаратов, влияющих на нервную пищеварительную и респираторную системы.
В стоимостном выражении лидерами продаж были препараты на основе парацетамола, диклофенака и силденафила. В натуральном выражении лидировали препараты ацетилсалициловой кислоты, активированного угля и парацетамола.
2006год ознаменовался значительным увеличением ассортимента фармацевтических средств. В продаже появились 1392 новых ЛС и 872 БАД. Ассортимент фармацевтической продукции увеличился более чем на 20%.
Активный выход на рынок новых препаратов, с нашей точки зрения, обусловлен: очень высокими темпами роста украинского фармацевтического рынка; низкими входными регуляторными барьерами; активной реструктуризацией продуктового портфеля и поиска новых рыночных ниш отечественными производителями, развитием аптечногосегмента рынка БАД.
Среди лекарственных средств треть новинок выведены на рынок украинскими и две трети- зарубежными производителями.
Более 15% новых лекарственных препаратов имели розничную стоимость упаковки менее 5грн, более 65% - менее 50грн.
Наиболее привлекательными для выведения новых лекарственных средст производители сочли группы АТС «L Противоопухолевые и иммуномодулирующие средства» и «V Различные средства». В них доля новых наименований составила по 38%. Наименее привлекательными: «Р Противопаразитарные средства и репелленты»
Большинство новых препаратов концентрировались в группах препаратов противодиабетических, антигипертензивных (amlodipine enalapril), нормализующих липидный обмен (simvastatin, atorvastatin), антиинфекционных (gatifloxacin, azithromycin, ceftriaxone, clarithromycin, fluconazole), противовоспалительных (comb diclofenac, comb. meloxicam, nimesulide)
Объем аптечного сегмента рынка БАД Украины в 2006г. в отпускных аптечных ценах составил 36,2 млн. дол., или 19 млн упаковок.
Развитию рынка БАД способствовали: существенное повышение доходов населения на протяжении последних двух лет; изменение потребительских предпочтений в сторону препаратов, направленных на профилактику заболеваний; выход в этот сегмент крупных фармацевтических производителей с их мощными рекламными бюджетами, кадровыми ресурсами и отработанными промоционными стратегиями, а также изменение формата аптечного бизнеса (развитие сетевых аптек и фармамаркетов, увеличение доли БАД в ассортименте).
Некоторые производители использовали идею зонтичных марок, когда под общим групповым названием регистрировались и хорошо известное лекарственное средство, и новая БАД. Более простая, быстрая и экономичная процедура регистрации БАД в отличие от ЛС позволяла компаниям гораздо быстрее и с меньшими затратами выводить на рынок новые продукты. Это компенсировало некоторые ограничения, накладываемые на препарат статусом «БАД» (например, начисление НДС, возможность рекомендовать его только для профилактики, а не лечения заболеваний,)
Увеличение продаж в сегменте БАД обусловлено и переходом в него части продуктов, традиционно воспринимаемых как лекарственные средства. Основными группами таких препаратов можно считать витаминные и минеральные комплексы, препараты хондроитина и глюкозамина.
За исследуемый период средневзвешенная цена упаковки в долларовом эквиваленте выросла на 14 (с $1,3 в 2005 г. до $1,48 в 2006 г.), что свидетельствует о преобладании в структуре покупок более дорогостоящих лекарств. На протяжении 2006г отмечается более выраженный рост цен в группе украинских препаратов. Средневзвешенная цена на импортные препараты, выросла на 5% по отношению к такому же периоду 2006г(с 3,1 до 3,2 $),. Для украинских препаратов этот показатель составил 15% (с 0,5 до 0,6 $),.
Среди АТС-групп I уровня наибольший рост средневзвешенных цен (на 22% в долларовом эквиваленте) наблюдался по препаратам группы S «Средства, действующие на органы чувств. В данном сегменте традиционно доминирующие дешевые отечественные капли интенсивно замещаются более дорогостоящими импортными препаратами. На 20% увеличилась средняя взвешенная цена в группе L: «Противоопухолевые и иммуномодулирующие средства», что может быть объяснено появлением на рынке новых дорогостоящих противоопухолевых препаратов, переходом онкологической службы Украины к международным протоколам лечения больных, требующих назначения этой категории препаратов и готовностью пациентов покупать их в коммерческом секторе.
Региональная специфика: в 2006г отмечалось существенное повышение затрат на медикаменты как в целом по Украине (до 38$ в год на душу населения), так и по всем регионам. Лидерами по объемам продаж по прежнему являются г. Киев, Донецкая и Днепропетровская области. Специфической чертой 2006г можно считать опережающие темпы прироста рынка в небольших областях, западной и центральной Украины, обусловленные, с нашей точки зрения, их более активной разработкой региональными службами фармкомпаний
Промоционная активность фармацевтических компаний в 2006г характе-ризовалась с одной стороны резким увеличением численности региональных служб фармацевтических компаний и плотности покрытия террирории, с другой- снижением престижности должности медицинского представителя и резкого дефицита кадровых предложений на рынке труда.
На протяжении последних двух лет по активности работы медицинских представителей в аптеках лидируют компании Berlin-Chemie, Sagmel Health Life и Mili Healthcare Limited.
Объем госпитального фармацевтического рынка в 2006г составил $346 651 тыс. и 247 798 тыс. уп. Это на 27% и 29%, соответственно больше, чем в 2005г.
Доля госпитального сегмента в 2006г в общем фармацевтическом рынке Украины составила 16% в стоимостном и 17% в натуральном выражении.
В структуре закупок в натуральном выражении доминировали препараты украинских производителей. Их доля как в 2005, так и 2006г оставалась на уровне 90% . В стоимостном выражении, соотношение затрат на импортные и украинские препараты изменилось в пользу последних
В 2006г имело место увеличение средневзвешенных цен на закупаемые отечественные препараты, и снижением их на иностранные.
В стоимостном выражении лидировали преимущественно отечественные производители- Дарница, Артериум, Юрия Фарм. Из зарубежных компаний, только Санофи – Авентис вошла в первую десятку компаний, заняв в ней третью позицию.
Наиболее высокие темпы прироста продаж в госпитальном сегменте отмечались у отечественной компании Юрия-Фарм и зарубежных компаний Никомед и Астра Зенека.
В 2006г наибольший рост объемов госпитальных закупок отмечен для группы системных антибактериальных препаратов, что может быть объяснено приоритетным финансированием программ борьбы с туберкулезом и ВИЛ/СПИД. Значительное снижение затрат на онкологические препараты, с нашей точки зрения объясняется изменением структуры закупок в сторону более дешевых отечественных лекарст.
Наиболее востребованными в госпитальном сегменте в плазмозамещающих растворах, антибактериальных препаратах и инсулинах.
Лидирующими торговыми наименованиями были Актовегин, Цефтриаксон Дарница и КМП, Милдронат.