
Быстромонтируемые здания завоевывают популярность
В текущем году рынок быстровозводимых зданий (БВЗ) преподнес производителям сюрприз: вместо прогнозируемого ранее 15–20%-ного роста его емкость увеличилась на 40%. Столь неожиданная динамика стала причиной возникновения дефицита как металлоконструкций, так и монтажных бригад, расценки которых за последний год взлетели на 30%. По мнению экспертов, несмотря на удешевление оцинкованной стали, из которой выпускается часть металлоконструкций, рассчитывать на снижение цен на БВЗ в ближайшие годы не стоит, сообщает Деловая столица.
В начале года производители ориентировались на 15–20% прироста продаж, однако реально он оказался в два раза выше. Одной из причин сложившейся ситуации является активизация рынка ритейла (величение продаж могло бы быть и выше, если бы не проблемы с выделением земельных участков под строительство новых объектов в Киеве и на его окраинах).
Эксперты утверждают, что по этой технологии сейчас строится большинство супер- и гипермаркетов. Активный интерес к столице проявляют и зарубежные ритейлоры, которые давно используют здания из металлоконструкций у себя на родине, кроме того, эту технологию все чаще применяют для строительства промышленных зданий и автосалонов, количество которых в Киеве и на его окраинах постоянно растет.
В то же время, больше всего на положительную динамику продаж повлияли логисты. Благодаря нехватке складских площадей и постоянному росту спроса на них огромное количество как местных, так и иностранных инвесторов взялись за реализацию логистических проектов. Если в прошлом году средняя площадь складских объектов колебалась в пределах 15-30 тыс. кв. м, то в этом зачастую превышает 50 тыс. кв. м. Тенденция резкого увеличения доли логистических центров в общих объемах продаж БВЗ прослеживается еще с прошлого года: в 2005 году на долю таких заказчиков приходилось 6,3% рынка; по итогам 2006 года она доросла до 16,7%, а доля промышленных зданий в общей структуре продаж снизилась за тот же период с 35,7 до 16,1%.
Не повлиял на положительную динамику продаж даже 10%-ный рост цен на БВЗ в нынешнем году. Производители говорят, что это произошло из-за подорожания черного металла на 20%. Впрочем, они предпочитают умалчивать о снижении стоимости оцинкованной стали, из которой выпускается часть металлоконструкций. Эксперты же считают, что изменение прайсов компаний связано с их желанием увеличить собственную рентабельность. Причем, скорее всего, по их прогнозам, это не последний виток цен. Ведь ажиотажный спрос уже привел к перманентно возникающему дефициту каркасных конструкций.