
В торговой недвижимости арендные ставки будут расти на 25-50% ежегодно
Предложение качественных торговых площадей в Киеве и Украине не поспевает за быстро растущим спросом. Следствием этого является постоянное повышение арендных ставок в торговых центрах.
В рейтинге консалтинговой компании A.T. Kearney с 2005 по 2007 гг. Украина стабильно входит в первую пятерку стран наиболее привлекательных для развития сетевой розничной торговли и инвестирования в недвижимость. Эта привлекательность находит свое выражение в конкретных планах и действиях крупных зарубежных розничных компаний.
Согласно данным Госкомстата, совокупные доходы населения в августе этого года оказались на 30,8% выше, чем в августе 2006 г., а на приобретение товаров и услуг граждане потратили на 38,3% больше, чем за год до этого. Эта динамика роста расходов и вдохновляет торговцев на развитие своего бизнеса и открытие новых магазинов.
По некоторым оценкам, в столице будут востребованы до 1 млн. кв. м. качественной торговой площади. Но этих площадей нет, и не предвидится. Согласно исследованию рынка, проведенному Astera Group, по состоянию на середину 2007 года объем качественных торговых площадей в Киеве составил около 400 тыс. кв.м. За первое полугодие в столице открыт только один торговый центр площадью 15 000 кв.м. До конца 2007 г. предполагается открытие около 50 тыс. кв.м торговых площадей, а на 2008 год запланировано введение в эксплуатацию еще 238 тыс. кв. м.
Дефицит этот на руку владельцам торговой недвижимости, которые имеют возможность увеличивать арендные ставки, не вкладываясь адекватным образом в повышение качества своих услуг. В итоге арендные ставки в первом полугодии 2007 года выросли на 20-35%. Как отмечается в исследовании компании Astera Group, в наиболее престижных торговых коридорах столицы уровень арендных ставок находится в пределах $110-400/кв.м/мес (без НДС).
В ближайшие 2-3 года, считают специалисты Astera Group, низкие объемы нового предложения и высокий уровень спроса приведет к росту арендных ставок в среднем 25-30% ежегодно.