
Обзор рынка кранового оборудования
Как считают эксперты, производственных мощностей украинских производителей кранового оборудования для удовлетворения потребностей рынка недостаточно. В дальнейшем это может повлечь рост спроса на импортные краны.
Жилищное и коммерческое строительство в Украине развивается небывалыми темпами — практически единогласно заявляют эксперты. И если раньше строительный бум наблюдался лишь в столице и городах-миллионниках, то последние два-три года он охватил и менее крупные областные центры. К примеру, только в Запорожье в прошлом году в эксплуатацию введено 102 тысячи кв. м жилья. Кроме того, продолжается активное строительство развлекательных, торговых и бизнес-центров. Естественно, растет спрос и на башенные краны. По данным Госкомстата, в прошлом году в Украине производство мостовых кранов и кранов на недвижимых опорах выросло на 40%, других кранов — на 12%.
Некоторые строительные компании, чтоб избежать проблем с оборудованием, берут краны в аренду. Как говорят представители арендных компаний, у арендатора есть ряд преимуществ. Во-первых, стоимость техники и ее обслуживания гораздо выше стоимости аренды той же техники на срок, необходимый для строительства объекта. Во-вторых, компании не придется извлекать из оборота крупные суммы для покупки необходимой техники. Кроме того, она сможет избежать проблем с государственными контролирующими органами, сообщает Статус.
В то же время некоторые крупнейшие компании Украины все же вкладывают часть прибыли в обновление своего парка кранового оборудования. Именно это способствует реанимации отечественного рынка краностроения. Интересно, что некоторые эксперты при этом отмечают, что производственных мощностей украинских производителей для полного удовлетворения потребностей рынка недостаточно. А рынок вторичной техники практически сходит на нет. Так что в дальнейшем это может повлечь рост спроса на импортные краны.
Как отмечают эксперты, при строительстве зданий чаще всего используют башенные краны, на долю которых приходится до 98% всех подъемно-транспортных работ. При этом повышенный интерес вызывают краны с увеличенной высотой подъема: благодаря им можно более экономно использовать земельные участки под застройку.
Кроме того, в последнее время производители уделяют особое внимание мобильности кранов: уменьшают необходимую для монтажа площадь и эксплуатационные затраты, а также применяют современные бортовые системы, улучшающие условия работы крановщиков.
На сегодняшний день российский рынок башенных кранов находится на стадии активного развития. Ежегодные темпы прироста объемов рынка достаточно внушительны: за прошедший год прирост производства составил 43%, экспорта – 8%, а импорта – 139%. Таким образом, прирост объёма рынка башенных кранов в целом в 2007 по сравнению с 2006 годом составил 106%. Наибольшую долю в объём рынка внес импорт, в основном, из Германии и Китая. Присутствие на российском рынке продукции импортного производства растет (в
Частично высокий спрос на импортные краны могут компенсировать российские производители, у которых в последнее время наметился устойчивый рост производства. Среди наиболее крупных можно выделить двух гигантов отрасли, – «Нязепетровский краностроительный завод» и «Ржевский краностроительный завод» – которые вместе обеспечили 78% выпуска всех башенных кранов России в 2007 году. В целом, наблюдается увеличение доли «Нязепетровского краностроительного завода» в общем объёме выпуска кранов, а также положительные тенденции в динамике выпуска другими отечественными предприятиями: ЗАО «Машстройиндустрия», ООО «Стройтехника», ОАО «Ржевский краностроительный завод».
Потребности в кранах российских производителей будут расти, тем более, что характеристики и качество современных кранов уже не уступают некоторым зарубежным аналогам, но в эксплуатации значительно дешевле. Аналитиками ABARUS Market Research был разработан прогноз развития тенденций рынка на последующие 3 года. По этому прогнозу в 2008 году прирост объёмов рынка башенных кранов составит 27% от уровня 2007 года, в 2010 году – 89% к уровню 2007 года. При этом с большей долей вероятности можно говорить о незначительном, но уменьшении доли импорта в структуре рынка за счет увеличения выпуска башенных кранов отечественными предприятиями.