logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Производство зеленого чая будет опережать производство черного

Мировой рынок чая в последние годы развивался динамично, наблюдается стабильный рост чайного производства в мире. Если в 1999 году объем мирового рынка чая составлял порядка 2,85 млн. тонн, то  пять лет спустя, в 2004 году, –  уже 3,2 млн. тонн. В 2006 году серьезных потрясений не было, и было собрано 3,6 млн. т. Значительный вклад при этом внесли Китай, Вьетнам и Индия.

 

Мировые эксперты отмечают, что на мировом рынке чая много некачественной продукции. Хороший чай занимает не более 30% общего объема рынка, еще 50% – это чай посредственного качества, остальные 20% – чай очень низкого качества. В связи с этим, в ближайшие годы предполагается резко усилить борьбу за качество чая, прежде всего - черного. С этой целью будут разрабатываться новые стандарты качества.

 

В ближайшие 10 лет рост производства чая замедлится, в основном за счет Африки. Черного чая будет получено 3,1 млн т. Крупнейшим производителем черного чая в мире будет оставаться Индия - примерно 1,2 млн. т в 2017 году. Далее следуют Кения - 344 тыс. т, Шри-Ланка - 341 тыс. т, Китай - 312 тыс. т, Турция - 210 тыс. т.

Относительно зеленого чая данные неполные, поэтому эксперты воздерживаются от точных прогнозов. Правда, в ФАО считают, что производство зеленого чая будет опережать производство черного. Ежегодный прирост - 4,5% (для черного - 1,9%). В основном прирост обеспечит Китай, где зеленого чая в 2017 году будет получено примерно 1,3 млн т.

Потребление черного чая также будет расти. Через 10 лет объем потребления составит 2,8 млн т. Больше будут потреблять этого чая в азиатских странах. Кроме того, среди крупнейших импортеров будет оставаться Россия. В 2017 году она может закупить на мировых рынках 328 тыс. т черного чая.

Что касается зеленого чая, то его потребление в основном будет преобладать в теплых странах Азии и Африки. Экспорт достигнет в 2017 году примерно 397 тыс. т.

Душевое потребление в Европе по-прежнему будет значительно опережать потребление в Азии. Так, на душу населения в Англии приходится 2,2 кг чая в год, в России - 1,26 кг, а в Индии - 0,65 кг.

 

Чайный рынок Украины стабилен уже несколько лет: его емкость колеблется в пределах 20 тыс. т в год, что свидетельствует о насыщении рынка. Размер рынка в денежном выражении продолжает расти, что обусловлено изменением в структуре продаж (увеличением потребления пакетированного и ароматизированного чая, травяных сборов и чая премиум-класса), подорожанием чайного сырья и энергоносителей, а также инфляционными процессами.

Емкость рынка в денежном отношении стабильно растет на 15-20 % в год, и в 2007 г. составила около $150 млн. в дистрибьюторских ценах.

 

Черный чай занимает 78-83 % отечественного рынка (в зависимости от сезона), зеленый - 15-20 %, "цветные" чаи - 1 % и "нечайные" (мате, каркаде) чаи - 1 %.

В структуре рынка листовой чай занимает 55 %, а пакетированный - 45 %. Другие формы упаковки (плиточный, порошковый и т. п.) составляют суммарно менее 1 %. В последние годы спрос на пакетированный чай увеличивается (до 15 % в год) - за счет снижения потребления листового чая. Прирост в продажах пакетированного чая (до 5 % в год) будет иметь место и в 2008 году, благодаря появлению качественного чая в фильтр-пакетах, отмечают специалисты.

 

Кроме того, стоит упомянуть о фито- и ароматизированных черных чаях, доля которых на рынке сегодня увеличивается. В денежном выражении сегмент ароматизированного и фруктово-травяного чая уже превысил четверть объема всего чайного рынка Украины. Тем не менее чистый (не ароматизированный) чай все еще занимает лидирующие позиции.

 

В Украине представлены чаи из многих стран. Наибольшее количество фасованного чая поставляют в Украину из Шри-Ланки (в импорте доля такой продукции составляет до 80 %). Также чай доставляют к нам из Индии, Индонезии, Китая, Вьетнама, Грузии, Азербайджана и Ирана. До 2 % фасованных чаев привозят в Украину из стран, где чайные листья не выращивают, к таким в частности относятся Великобритания и Германия. Значимым партнером в торговле чаем является Россия, где сосредоточены крупные фасовочные фабрики и откуда поступает около 20 % всего импортируемого чая. Вызвано это тем, что лидеры чайного рынка Украины имеют производственные мощности не только в нашей стране, но и в России.

Нефасованные листья поставляют в нашу страну преимущественно компании-лидеры, владеющие чаеразвесочными производствами на территории Украины. Листья ввозят главным образом из азиатского региона (Шри-Ланки, Индии, Индонезии и Китая), а также из Кении.

 

На сегодняшний день, украинский рынок чая насыщен. Главной проблемой рынка является наличие чрезмерного количества чайных марок (более 100), что усложняет процесс выбора чая для потребителя и сложности для продавца. По данным СКУ ООО «Пирамида», ТМ Ahmad Tea занимает 17,2 % объема рынка, Lipton -  15 %, «Майский»  -  14 %, «Принцессы»  - 9,5 %, Batik, «Аскольд»  - 8 % и Dilmah  - 6 %.  Лидеры, контролирующие более 70% рынка, зачастую занимают около 50% места на полке, что снижает оборачиваемость сетей и замедляет процесс развития чайной категории, поскольку выбор для потребителя усложняется.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top