
Наиболее распространенные ошибки донецкого менеджмента
Донецкий менеджмент совершает три наиболее распространенные ошибки. Во-первых, это формальный подход к стратегическому управлению. Вторая ошибка связана с желанием руководства «все держать под контролем», игнорируя элементарное делегирование полномочий. В результате топ-менеджмент работает по принципу «что хочу, то и ворочу». Третья явная ошибка – в региональных компаниях не выстроена система взаимоотношений между собственниками предприятия и его наемными менеджерами.
Об этом свидетельствую опыт консультационной деятельности Консалтинговой Лиги Донбасса. Исследование базируется на информации, полученной консультантами в результате реализации совместных проектов с тридцатью украинскими компаниями за 2007-2008 гг., а также на основании устного опроса менеджеров высшего и среднего звена региональных структур.
Генеральный директор Консалтинговой Лиги Донбасса Борис Дудка подчеркивает, что данные проблемы в той или иной степени характерны для всех отечественных предприятий, но в Донбассе они наиболее ярко выражены. Естественно, есть компании, для которых данные ошибки не свойственны. «Региональная специфика связана с ориентацией на сиюминутную прибыль. Только когда предприниматели осознают, что деньги нужно будет зарабатывать и завтра, и послезавтра, они начнут задумываться о таких материях, как, например, репутация, не формируемая в отсутствие четкой реализуемой стратегии или выстроенного корпоративного управления», - говорит он.
Особенно незначительное внимание уделяется корпоративному управлению. Речь идет о структурах, владельцы которых в свое время аккумулировали собственность и сейчас отходят от дел. Но хотят, чтобы их вложения по-прежнему работали. Еще одна причина - привлечение средств для развития. В Украине деньги стоят больше, чем на западе, и без системы корпоративного управления привлекать их сложнее и дороже.
Для выстраивания взаимоотношений между собственниками предприятия и его менеджерами используется ряд инструментов, например, кодекс корпоративного поведения. В кодексе, который лучше закрепить через устав и внутренние регламентирующие документы предприятия, прописываются "больные" моменты. Например, изначально акционеры хотели убедиться, что менеджмент не ворует. А как он может воровать? В частности, через заключение контрактов на сторону. Поэтому в кодексе записывается, что заключение контрактов на сумму больше такой-то требует согласия совета директоров. Или поглощение компании - опять же требуется согласие совета. И так все возможные конфликтные углы закрываются, прописываются функции каждого, и все знают правила игры.