logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок канцтоваров Украины продолжает расти

По некоторым оценкам, уровень развития торговли канцтоварами в Украине пока не очень высок. В соседних Польше и России рынок ушел вперед как минимум лет на пять. Однако отечественный предприниматель, решивший сделать деньги на «карандашах и линейках» в Украине, пока еще находится в более комфортных условиях. Подтверждением тому является оборот рынка, который ежегодно увеличивается на 15-20%. И это при том, что в нашу жизнь плотно вошла компьютеризация.

 

Речь в основном идет о двух факторах, обеспечивающих неплохие перспективы для развития отрасли. Это относительная стабильность экономики (стагнация и сворачивание канцтоварного бизнеса происходит только в периоды катастрофических спадов – таких как в начале 90-х или в 1998 году). Во-вторых, позитивный опыт работы в соседних странах, можно идти уже проторенным путем. Необходимо лишь правильно оценить современные тенденции на рынке канцтоваров, понимать, на каком этапе находится отечественная отрасль, и какие формы работы сейчас считаются наиболее перспективными, сообщает  RetailStudio.

 

Торговлю канцтоварами условно можно разделить на два основных направления: для офисов и для учащихся. Если планирование работы в первом из них несколько затруднено из-за того, что оно напрямую зависит от количества открывающихся предприятий, уровня финансирования бюджетных организаций, моды и прочих факторов, то во втором все гораздо проще. Спрос здесь непосредственно зависит от наполнения учебных заведений, а оно – прямое следствие демографической ситуации в стране. Зная ее, не составляет особого труда определить, будет ли в ближайшие годы расти потребность в тетрадках, ручках, линейках, карандашах, резинках и портфелях или же наоборот.

Потребности офисов (как государственных структур, так и коммерческих предприятий) в канцтоварах настолько велики, что всегда остается шанс быстро встать на ноги даже у тех продавцов, которые только-только вошли на рынок. Но умения разобраться в огромном ассортименте и возможности запастись ходовым товаром для успешного бизнеса явно недостаточно, сообщает  RetailStudio.

 

В торговле канцелярскими товарами можно выделить следующие  форматы. Это лотки (преимущественно на рынках), небольшие магазины и киоски, работающие с привязкой к местам повышенного спроса (в школах, высших учебных заведениях, офисных центрах и пр.), фирменные магазины, супермаркеты и мелкооптовые магазины канцтоваров, а также предприятия по комплексному обслуживанию фирм и организаций.

 

Наименьшие перспективы для развития сегодня у лоточников. В силу специфики своей работы они вынуждены сосредотачиваться в основном на торговле школьными принадлежностями, а также дешевыми шариковыми ручками.

 

Более привлекательны для развития бизнеса небольшие магазины и киоски «с привязкой». Это может быль торговля канцтоварами в помещении налоговой инспекции, управления пенсионного фонда или райсовета. Трудность работы в этом формате обычно заключается в том, что «места под солнцем» не хватает на всех желающих. Отсюда – слишком жесткие условия со стороны арендодателей.

 

Для фирменных магазинов канцтоваров необходим как можно более широкий ассортимент – начиная от дешевых и заканчивая очень дорогими товарами. Месторасположение такого магазина должно быть известно как можно большему количеству потенциальных покупателей. При этом успешным бизнес будет лишь в том случае, если удастся удовлетворить потребности любого клиента и при этом создать максимально комфортные для него условия. Наибольшую прибыль здесь могут принести дорогие портфели, престижные ручки, электронные блокноты и прочий товар, который берут для себя или в подарок.

 

Активный выход на рынок сетей супермаркетов канцтоваров пока еще только ожидается. Пока же в этом сегменте у нас лишь делают первые шаги. Правда, такие ритейлеры, как Metro Cash&Carry, уже имеют большие отделы канцтоваров с представленным в них широким ассортиментом по относительно невысоким ценам. Среди клиентов – как физические, так и юридические лица, что обеспечивает довольно большие объемы продаж.


Относительно перспектив предприятий по комплексному обслуживанию фирм сегодня возникает немало сомнений. Похоже, лучшие для них времена уже в прошлом. Теперь же основной сферой деятельности таких предприятий остается обслуживание наиболее требовательных и, одновременно, «ленивых» клиентов, которым недосуг передать полномочия подыскать необходимые канцтовары собственному работнику. В принципе, больших фирм, осуществляющих сервисное обслуживание офисов у нас менее десятка – «Профит-центр», «Дукат», Sheaffer-Shop, V&V-сервис, «Офис-Про» и т.д.

 

Оптовая торговля канцтоварами ограничивается, в основном, рентабельностью 2-7%, которая может быть гораздо выше только для дорогих и эксклюзивных товаров. Но их большими партиями не продашь. Торговая наценка в супермаркетах несколько выше. Однако, расходы на организацию торговли также увеличиваются. Наконец, в обычных магазинах рентабельность составляет до 30% (только в отдельных случаях – до 50-70%). Но здесь обороты гораздо ниже, чем в торговле теми же продуктами. Да и основная касса формируется за счет дешевого ассортимента. Более половины сборов, как правило, дает продажа простеньких шариковых ручек. Те из них, которые стоят 2-3 грн., составляют около 70% рынка. Далее идут маркеры и карандаши. Исключение составляют «магазины с привязкой», где вместо ручек лучше всего продаются бланки.

В общем же, какой бы высокой ни была рентабельность, невозможно рассчитывать на солидные прибыли, если ежемесячный выторг в самом лучшем случае достигает 100 тыс. грн., сообщает Торговое дело. Уменьшение же цены и без того дешевого товара никак не отразится на объемах продажи, зато оставит торговую «точку» без почти гарантированного заработка. Успех бизнеса в фирменных магазинах и супермаркетах зависит от возможности быстрее продавать более дорогие товары: престижные авторучки, электронные блокноты, калькуляторы, кожаные портфели и пр. Однако, обеспечить хороших сбыт здесь можно только при постоянном обновлении ассортимента. Маркетологи считают, что даже в ассортименте небольшого магазина канцтоваров должно появляться по несколько десятков новинок в год.

Касательно российского рынка канцелярских товаров, эксперты говорят о его росте быстрыми темпами. Ежегодно темп роста рынка составляет порядка 15%, по некоторым оценкам больше 20%. В 2006 г. объем российского рынка канцелярских товаров в 2006 г. составил, по различным оценкам, от $1,9 до $2,56 млрд. в розничных ценах. По расчетам специалистов к 2010 году объем российского рынка канцтоваров достигнет $3,5 млрд. В ближайшие годы на рынке постоянно будет увеличиваться объем продаж канцелярских товаров, причем произойдет смещение от потребления дешевых канцелярских принадлежностей к более дорогим. Эта тенденция наблюдается уже сегодня, последующие годы она будет четче выражена, специалисты связывают это с увеличением доходов населения.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top