logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Темпы роста продаж автомобилей в Украине

В Украине поквартальные темпы прироста продаж иномарок во II квартале 2008 г. существенно снизились (почти вдвое) и составили около 40%, что сопоставимо с аналогичным показателем для российского рынка. В Украине темп прироста рынка несколько замедлился и составил по итогам полугодия 53,9% против 74,2% в I кв. 2008.  Причиной этого, сообщают аналитики Атлант-М, стал комплекс факторов: неопределенность в связи с вступлением Украины в ВТО и фактическим снижением импортных пошлин на автомобили, а также ужесточением требований банков к автокредитованию.
Проседание началось с мая 2008 г. и было обусловлено целым комплексом негативных факторов. В конце апреля 2008 г. Верховной Радой было ратифицировано присоединение Украины к ВТО, что подразумевало снижение импортных пошлин на автомобили с 25 до 10%, однако точная дата их вступления в силу определена не была. Дискуссии в парламенте по срокам их ввода длились фактически до начала июня, вследствие чего рынок более месяца оставался в условиях неопределенности (при этом отдельные импортеры инициировали снижение цен на автомобили в соответствии с новыми пошлинами уже в мае). В начале июня приняли закон о сохранении пошлин на уровне 25% до конца 2008 года, что еще более увеличило неопределенность, однако 20 июня Президент Украины наложил на него вето. По времени это совпало с ужесточением кредитной политики банков и ростом ставок по автокредитам, а также значительным ростом цен на бензин и дизтопливо, что только усугубило ситуацию. Импортеры, ранее не снизившие цены на автомобили, с учетом тенденций рынка были вынуждены это сделать в июле либо в августе.
Вместе с тем, влияние всех перечисленных факторов не приобрело характер долгосрочной тенденции: уже в июле рынок продемонстрировал значительный рост (+38%) и по объему (49,2 тыс. машин) превысил рекордный показатель апреля 2008г. (48,7 тыс.), т.е. уровень до введения новых импортных пошлин.
В целом в структуре авторынка в I полугодии 2008 г. сохранились тенденции предыдущих нескольких лет: рост доли новых иномарок и продолжающееся сокращение долей отечественных авто и импорта подержанных иномарок.
Лидерами
рынка легковых автомобилей с постепенно сокращающимся отрывом от преследователей по-прежнему остаются марки Daewoo и Chevrolet.
Как и в I квартале, сохранение лидерства Daewoo (после ухода с рынка модели Sens) было обеспечено как за счет Lanos, так и во многом благодаря узбекским Nexia (прирост +97%) и Matiz (+101%). Второе место Chevrolet обусловлено главным образом ростом продаж Aveo и Lacetti.
В оставшейся части ТОП-10 произошли существенные изменения. Импортируемая марка Mitsubishi сохранила 3-е место в рейтинге (60% продаж пришлось на модель Lancer). Chery и Hyundai росли существенно быстрее рынка, что позволило им существенно улучшить свои позиции в рейтинге. Skoda вернулась на 5-е место, в основном компенсировав отставание, которое накапливалось в 2007 году по причине неконкурентных цен и неадекватной работы импортера, сообщает Атлант-М.
С 4-го на 7-е место опустилась Toyota (рост существенно ниже рынка): это произошло по причине сокращения «серых» продаж, а также высокой стоимости у официальных дилеров из-за ценообразования в евро. Вместе с тем, в апреле 2008 года импортер Toyota зафиксировал цены на машины в долларах, а в августе цены были снова снижены вслед за другими импортерами по причине уменьшения импортных пошлин на автомобили. Кроме того, Toyota активно развивает дилерскую сеть: дилеры уже открыты в большинстве крупных городов, в частности, недавно открыт 25-й по счету дилер в Тернополе. С учетом изложенного по итогам года можно ожидать некоторого улучшения позиций марки.
8-е место заняла Kia, существенно улучшившая свои позиции за счет украинской сборки. Kia и Nissan вытеснили за пределы ТОП-10 Renault и Opel. Марка Volkswagen росла немного быстрее рынка (+60%) и сохранила за собой 10 место.
Марки второй десятки, за исключением Honda (+95%) и Geely (рост в 9 раз), росли существенно медленнее рынка, причем Suzuki показала прирост всего 6%. Из остальных марок высокие темпы прироста показали SsangYong, Seat, JAC и Samand.
Премиум-сегмент в целом рос медленнее рынка (42,1%), причем наилучший показатель прироста среди премиум-брендов продемонстрировали Infiniti (+219%, продано 845 машин) и Acura (+333%, 835 машин). Лидеры сегмента, Lexus (+26%) и Mercedes (+48%), росли медленнее рынка, как и Volvo (+31%) с Land Rover (+25%). Продажи Audi сократились на 15,5%, BMW – на 1,2%.
Максимальный в абсолютном выражении прирост (12589 машин) за I полугодие 2008 года продемонстрировала марка Chevrolet. В ТОР-5 по приросту также вошли Hyundai (10885), Chery (10700), Mitsubishi (9215) и Skoda (5898), которые суммарно с Chevrolet обеспечили более 55% прироста рынка. Продажи Volkswagen в Украине выросли на 3266 автомобилей (11 место по приросту).

В целом продажи большинства марок во II квартале росли с темпами, близкими к среднерыночным (13%). Падение рынка в I квартале под влиянием сезонных факторов полностью компенсировано, и во II кв. рынком достигнут очередной исторический максимум в 130 тыс. иномарок. При этом быстрее рынка в ТОР-10 росли Hyundai (+50%), Toyota (+29%), Kia (+31%) и Renault-Dacia (+55%), среди марок второго эшелона – Honda (+49%), Geely (+36%), Suzuki (+36%), Seat (+44%), Citroen (+64%). В то же время во II квартале снизили продажи Chevrolet (-5%), Chery (-13%), Ford (-7%), Mazda (-10%), Peugeot (-9%) – здесь сказались как квотирование поставок, так и промедление с принятием решения о снижении цен под влиянием падения импортных пошлин.

Спрос
на автомобильном рынке Украины, как и темпы роста, остаются высокими. Даже, несмотря на некоторое замедление роста рынка в мае-июне, это не приобрело характер долгосрочной тенденции, и уже в июле рынок возобновил рост и достиг очередного исторического максимума. В целом ситуация на рынке Украины остается весьма нестабильной в связи с ухудшающейся ситуацией в экономике.
Вступление Украины в ВТО и фактическое снижение ввозных пошлин на легковые автомобили с 25 до 10% уже с мая 2008 г. в совокупности с ужесточением кредитной политики банков в сфере автокредитования и резким ростом цен на топливо оказало достаточно сильное воздействие на рынок, спровоцировав неопределенность и замедление роста. При этом практически все импортеры вынуждены были снизить цены на ввозимые автомобили, что нивелировало действие негативных факторов и способствовало стабилизации рынка уже в июле. Шансы автомобильного лобби в Верховной Раде вернуть пошлины на уровень 25% до конца 2008 года в настоящее время минимальны. Поэтому тенденция роста рынка до конца 2008 г., скорее всего, сохранится.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top