logo
РБК-Украина
Исследования рынков

В кризисных условиях важнее удержать имеющихся клиентов

На основании опыта проведения консалтинговых работ, компания BusinessVision разработала аналитическую записку с практическими рекомендациями для дистрибьюторских и торговых компаний по проведению антикризисных мероприятий.

Согласно документу, первое, что нужно сделать в сложившейся ситуации, это признать, что падение спроса неизбежно и компания должна быть готова к наиболее пессимистичному варианту, чтобы выжить. О развитии и росте пока надо забыть: главный приоритет на ближайшие месяцы - удержание продаж на необходимом для минимизации убытков уровне. Соответственно, все решения менеджмента должны исходить из этих принципов.

Второе, критически важно сделать экономическую модель бизнеса компании в зависимости от размеров падения спроса. В товарах не первой необходимости стоит прогнозировать падение до 50% в 2009 году и проанализировать, что будет  с компанией и какие меры потребуются для минимизации убытков. В остальных бизнесах - падение на 10-20%.

Третье, необходима четкая антикризисная программа (лучше - несколько вариантов, в зависимости от размеров падения спроса), утвержденная на уровне высшего руководства компании. Действие отдельных ее элементов должно начаться уже в ноябре. Наличие такой программы и прогнозной модели позволит с минимальным стрессом для компании и ее работников пройти через кризис и минимизировать потери от него.

Далее, в кризисных условиях крайне важно сплочение команды. Необходимо убрать все деструктивные элементы в работе и вдохновить ключевых сотрудников на преодоление кризиса, заранее продумать план возможных увольнений и проводить в этой области последовательную и внятную политику, чтобы не сеять панику среди персонала.

В управлении финансами следует сосредоточиться на управлении денежным потоком, а не рентабельностью, контролировать его в режиме on-line, чтобы оперативно принимать меры по его регулированию.

Крайне важно пересмотреть принципы работы с клиентами с точки зрения их кредитования: в связи с повышением вероятности банкротств среди них (или, по крайней мере, задержки платежей).

Так как в кризисных условиях важнее удержать имеющихся клиентов и регулярно получать от них деньги, рекомендуется соответствующее изменение приоритетов в работе менеджеров по продажам, переориентации их мотивации именно на эти задачи, а не поиск новых клиентов.

В отношении расходов рекомендуется введение жесткой системы контроля расходов, ужесточение нормативов расходов и интенсификация использования существующих ресурсов компании (в частности перераспределение нагрузки от увольняемых сотрудников на остающихся).

В сложившейся ситуации необходимо переоценить все запущенные инвестиционные программы и оставить только те, которые ведут к прямому сокращению затрат или в любом случае повышают экономическую эффективность компании и окупятся в течение нескольких месяцев.

Планирование деятельности компании должно предполагать максимально частые корректировки в случае изменения спроса, долгосрочное планирование в существующих условиях будет практически невозможно.

Однако любой кризис - это не только проблемы и их преодоление, но также возможности и уникальные предложения, это появление компаний, активов, товаров на принципиально отличающихся от докризисных условиях. В результате банкротства предприятий на рынке будут появляться объекты недвижимости, оборудование, другие активы по значительно заниженной стоимости, и для предприятия в нормальном финансовом положении  такая ситуация будет уникальной возможностью для роста.

С другой стороны, вероятные проблемы ваших конкурентов приведут к освобождению ими определенной доли рынка, чем при желании можно умело воспользоваться - необходимо только быть к этому готовым и понимать наиболее вероятные точки возможного роста.

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top