
Экспертная оценка исследовательского рынка
Результаты экспертного исследования, проводимого исследовательской компанией InMind, в рамках которого в 2008 году было опрошено 500 экспертов, позволили получить целостную картину состояния отрасли, а также оценки актуальности различных видов исследований и исследовательских методов.
В целом важность маркетинговых исследований отметили 83% опрошенных экспертов (топ 3 значений по 7 балльной шкале), при этом важными и крайне важными для деятельности компании исследования назвали 62% (топ 2 значений по 7 балльной шкале), что несколько выше по сравнению с показателями 2006 года (57%). Однако при достаточно высокой оценке значимости исследований, 79% экспертов дают среднюю оценку уровню развития исследовательского рынка в Украине.
Подавляющее большинство ведущих компаний, работающих в Украине, выделяют
средства на проведение исследований. При этом большая часть экспертов (57%) прогнозируют в следующем году увеличение потребности в маркетинговых исследованиях, 40% ожидают сохранение ее на текущем уровне.
На сегодняшний день среди проводимых компаниями исследовательских проектов наиболее актуальными являются исследования, связанные с изучением рынка (доля рынка и прогноз, сегментация), и исследования целевой аудитории (анализ удовлетворенности, U&A). Среди других, проводимых компаниями исследований, - аудиты розницы, оценка эффективности рекламных кампаний: их важность отмечают до 40% опрошенных, сообщают представители InMind.
Наибольший вес при оценке качества проведенного исследования имеет предоставляемая агентством аналитика (эффективные рекомендации, отчетность), несколько меньшую роль эксперты отводят качеству полевого этапа и возможности контроля результатов. Фактически это свидетельствует не о снижении важности таких составляющих исследования, как полевой этап и контроль, а о том, что эти характеристики становятся неотъемлемыми свойствами исследований, в то время как аналитика позволяет судить собственно о качестве проведенного исследования и его возможности предоставить информацию для принятия бизнес-решений.
На сегодняшний день наиболее сильным барьером развития отрасли является непонимание роли и важности маркетинговых исследований, что отметил 31% опрошенных. Преодоление его ставит перед отраслью задачу поиска решений, направленных на представление более убедительных примеров успешного применения результатов исследований в бизнес-практике различных компаний. Среди других отмеченных барьеров – неудовлетворенность провайдерами (19%), отсутствие или нехватка средств (15%). При этом высокую стоимость услуг исследовательских компаний выделили как барьер лишь 5% опрошенных.
Основные ожидания экспертов от развития исследовательской отрасли в Украине заключаются в повышении их роли в стратегии работы компаний. Так, свыше половины опрошенных ожидают рост значимости исследований в стратегическом планировании и в разработке стратегии работы с потребителем. Вторая тенденция, отмеченная 43% опрошенных – более глубокое понимание исследователями бизнеса клиентов и усиление партнерства между исследовательскими компаниями и их клиентами. В более длительной временной перспективе, по мнению экспертов, усилится специализация между исследователями и консультантами, а также возрастет роль Интернет в проведении исследований.