
Тенденции освоения телекоммуникационных услуг в Украине
В Украине растет кросс-потребление основных телекоммуникационных услуг: мобильной связи и интернет. Так, на сегодня уже 15% жителей Украины одновременно активно используют услуги в обеих сферах. Вместе с тем, более 40% населения продолжают пользоваться только мобильной связью, а около четверти - вообще остаются вне мира новых технологий и вряд ли к нему присоединятся в ближайшем будущем. Об этом свидетельствуют результаты регулярного всеукраинского комплексного телекоммуникационного исследования, проводимого компанией InMind.
Рынок телекоммуникационных услуг – один из наиболее динамично развивающихся в Украине. По прогнозам экспертов, он в меньшей степени пострадает от последствий экономического кризиса этого года. Поэтому особенности распространения и освоения телеком-услуг украинцами – актуальная тема. Тем более, что опыт Украины отличается от тенденций соседних стран: в первую очередь, поскольку проникновение Интернет существенно отстает от развития мобильной связи.
Регулярные исследования позволяют выделить 5 групп жителей страны по степени включенности в телекоммуникационную сферу:
К группе «Погруженных» относятся люди, регулярно использующие Интернет, имеющие домашнее подключение, активно пользующиеся мобильной связью. Группа «Нестабильных» - это также владельцы мобильных телефонов, однако имеющие нерегулярный доступ к интернету, причем пятая часть «нестабильных» - обращаются к всемирной паутине исключительно с помощью мобильных телефонов. Группа «живущих рядом» - это люди имеющие возможность опосредованного доступа к интернет, они сами компьютерами не пользуются, однако дома имеют хотя бы одно подключенное к сети устройство, они также пользуются мобильной связью.
Полностью отстранены от использования интернет практически две трети жителей страны – тех, кого можно отнести к группам «обычных» и «вне технологий». Группа «обычных» украинцев – это 42% населения, пользующиеся мобильной связью, но ни в каком виде не подключенных ко всемирной паутине. Поскольку большинство представителей этой группы – люди старше 30 лет, то ожидать быстрого освоения компьютерной грамотности нельзя.
«Вне технологий» остаются 24% жителей страны, которые не пользуются ни мобильной связью, ни интернетом. Большинство представителей этой группы – люди предпенсионного и пенсионного возраста, как правило, живущие в небольших населенных пунктах.
Рис.2 Групп потребления телекоммуникационных услуг в возрастных стратах.
Присутствие групп в разных возрастных стратах показывает перспективы каждой из них: если среди молодежи треть – это активные пользователи телекоммуникационных услуг и еще почти четверть – нерегулярные, то среди людей в возрасте старше 45 лет – доминирующие группы - «обычные» и «вне технологий».
По мнению заместителя директора по исследованиям и развитию компании InMind Юлии Масиенко, проникновение телекоммуникационных технологий тесно связано с демографическими особенностями Украины: «четверть населения страны – это люди старше 60 лет, треть – проживают в сельской местности, ожидать, что они также быстро, как молодые горожане, освоят новые технологии, нельзя. Вместе с тем, доля активных пользователей телекоммуникационных услуг будет расти, причем не только за счет подрастающего поколения, но и за счет активизации сейчас нерегулярных потребителей. Поэтому работающие на рынке телекома компании при разработке новых сервисов и услуг должны учитывать неоднородность целевой аудитории».