
Развитие российского рынка полиграфии
По данным исследования маркетингового агентства Step By Step, в
Емкость рынка полиграфии можно оценить исходя из объемов импорта услуг - $700 млн. и объема внутреннего производства - $3,262 млрд. Это касается только высококачественной полиграфической продукции. ФАМП приводит цифру $4,7 млрд. Из них объем только российского печатного книжного рынка на начало 2008 года эксперты РБК оценивают в $2 млрд.
Ввиду значительной размытости рынка достаточно трудно определить его основных игроков, а также вычленить из общих цифр емкость и количество участников рынка рекламно-представительского сектора.
На российском рынке полиграфии, как и на украинском, постоянно появляются новые участники, со скоростью 100-300 частных компаний в год. Следует отметить, что в силу небольших порогов на вход в этот вид бизнеса реальных типографий намного больше - бюджетный вариант цифровой типографии оценивается в $29-43 тыс. Тем не менее, это крайне низкий показатель по мировым стандартам. Подавляющее большинство не в состоянии придумать оригинальную бизнес-модель и пытаются завоевать заказчика банальным снижением цен. В результате, спустя полгода-год типография разоряется, но у заказчиков остается иллюзия низкой стоимости печатной продукции.
Стоимость бумаги, уровень зарплат, стоимость аренды растут, а стоимость продукции остается на прежнем уровне уже несколько лет. Демпинг типографий-однодневок, недостоверная информация о статусе и производственном оснащении производителя формируют искаженное представление заказчика о реальной стоимости печатной продукции. Будущее полиграфии далеко не безоблачно. Согласно мнению некоторых экспертов современные типографии делятся на три типа:
1. Только 10% это успешные типографии. Они успешно работают, производят качественную продукцию, обновляют парк оборудования, формируют пакет заказов и ценовую политику в соответствии с выбранной бизнес-моделью;
2. Большая часть - 60% - это типографии, работающие на грани точки безубыточности;
3. 30% типографий - будущие банкроты. Их судьба - стать частью другой типографии или же совсем пропасть.