logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Украинский рынок торговли по каталогу один из наиболее перспективных в мире

Торговля по каталогу предполагает бесконтактную продажу почтой и обладает некоторыми преимуществами перед розницей. Для компании-каталожники - экономия на многих статьях расходов, которые обычные магазины несут сполна: аренде площадей, зарплате персонала, закупке товара, логистике, рекламе. Для покупателя - товар, купленный по каталогу, оказывается на 20–40% дешевле, чем приобретенный в рознице. Кроме того, покупатель экономит время, необходимое на походы по магазинам, а продавец может охватить даже самые отдаленные районы страны (в Украине граждан, живущие в селах и небольших городах, порядка 25 млн человек). В Украине этот бизнес пока находится в зачаточном состоянии, но стремительно набирает обороты. В 2006 году украинцы купили по каталогам товаров почти на 75 млн долларов, что составляет 0,15% от всех покупок, сделанных в рознице. Несмотря на относительно скромные объемы, украинский рынок заинтересовал своими темпами роста таких крупнейших мировых игроков, как компании Neckermann и Quelle. Так, в 2006 году объемы продаж по каталогу увеличились у нас на 64%, тогда как в странах Западной Европы — всего на 3–4%. Тенденция роста на уровне как минимум 30% сохранится и в ближайшие два-три года. Многие эксперты отмечают, что в условиях кризиса  торговля по каталогам будет набирать обороты, а компании, которые попытаются войти в украинский каталожный бизнес, сумеют успешно выйти на пристойные показатели в течение короткого времени. Один из крупнейших в Германии операторов дистанционной торговли (по каталогам) Quelle в начале 2009 года откроет в Украине представительство и одноименный интернет-магазин, где можно будет купить одежду марок adidas, Esprit и Y.O.U. Онлайн-магазины компании Primondo, владеющей ресурсом Quelle, представлены в десяти странах Европы. В 2007 году выручка Primondo составила EUR2,88 млрд. Запуск в Украине онлайн-магазинов крупнейших европейских операторов дистанционной торговли (с 2002 года здесь работает OTTO, с 2005-го — Neckermann) закономерен. Оборот украинского рынка интернет-продаж увеличивается в среднем на 60-80% в год. В отдельных товарных категориях рост достигает 150-200%. В 2007-м выручка онлайн-магазинов в стране составила $160-250 млн. В 2008 г. эксперты прогнозировали, что оборот индустрии превысит $300 млн.

Российский рынок, как и украинский,  в настоящее время относится к наиболее перспективным в мире. Это связано с географией стран, структурой населения и менталитетом. А именно, если сложить вместе население всех населенных пунктов России численностью менее 50 тысяч человек, получится 55% населения всей России (80 млн. человек)! 27% населения проживают в селах (40 млн. человек)! Иными словами, потенциал для развития рынка огромен. Кроме того, в России процент возврата товара в отличие от стран с развитым рынком дистанционной торговли, например, Австрии, очень низкий, говорят в La Redoute. В Европе некоторые потребители воспринимают каталог как примерочную и заказывают по три одинаковые вещи, из которых покупают одну. В России такой практики нет. Согласно данным НАДТ за 2006 год, 80% покупателей товаров по каталогам – женщины. 82% покупателей находятся в возрасте от 26 до 55 лет. При этом в силу специфики каталожной торговли, связанной со сроками доставки заказа, необходимости посещать почтовые отделения для того, чтобы получить заказ, клиентами каталожных компаний чаще становятся люди старшей возрастной группы - от 35 и старше. При этом, чем старше потребитель, тем больше вероятность того, что он станет активным клиентом каталожной компании.

По данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли, оборот рынка посылторга в России в 2007 году составил: 1,77 млрд. евро, что на 42% больше, чем в 2006 году (без учета интернет-торговли). С 2001 по 2007 год оборот торговли по каталогам вырос более чем в 8 раз (для сравнения: российский рекламный рынок за тот же срок вырос в 5 раз до 230 млрд. рублей (около 6,4 млрд. евро), а оборот розничной торговли в целом – только в 3,7 раз). EMOTA прогнозирует, что к 2015 году рынок России станет одним из крупнейших в Восточной Европе. Сегодня в России наиболее заметными игроками торговли по каталогам являются ОТТО, Quelle, La Redoute, Yves Rocher, Direct Group (Группа НА ДОМ, СП с Otto Group), Мир Книги, Книга-Сервис.

Согласно материалам Living Eyes Consulting, в обозримой перспективе российский рынок дистанционной торговли (10 евро на человека в год) вряд ли приблизится по показателям к европейским странам, в которых этот рынок хорошо развит. Потенциал роста количества покупателей на данный момент почти исчерпан, и рынок растет за счет некоторого увеличения стоимости покупок. Процент отклика на рассылку каталогов год от года снижается. А потенциальная неготовность 80% россиян к дистанционным покупкам говорит о том, что Россия еще долго будет оставаться среди стран со слабо развитой дистанционной торговлей. В ближайшие 5 лет прогнозируется дальнейший рост рынка на уровне 20-40% в год (на темп роста сильно влияет экономическая и политическая ситуация в стране). Основные факторы, способствующие росту рынка России: большая площадь страны и низкая плотность населения, низкое проникновение дистанционной торговли (и ритейла), развитие технологий, рост благосостояния населения, фактор моды.

 

Дистанционная торговля в Европе и США на сегодняшний день является наиболее развитой в мире. Годовой оборот посылторга в США составляет около $100 млрд. В отличие от России, в США дистанционная торговля развивалась непрерывно, и стала уже почти национальной традицией. Около 85% американцев с различной периодичностью покупают товары по почте на сумму около $400 в год. По данным европейской ассоциации посылочной торговли EMOTA, европейский рынок в 2007 году составлял 92 млрд. евро. 80% от этой суммы приходится на три государства – Великобританию, Францию и Германию. Всего в мире насчитывается около 8500 наименований каталогов общим тиражом 14 млрд. экземпляров в год. Большая часть оборота дистанционной торговли на европейском рынке приходится на продажу одежды и обуви. Вторая по величине товарная категория – товары для дома, в том числе складная мебель. Лидерами каталожной торговли являются мировые гиганты, как 3 Suisses, Otto, La Redoute, Quelle, Neckermann.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top