logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор автозаправочного бизнеса в Украине

Перспективы у автозаправочного бизнеса в Украине есть, причем не только за счет строительства новых АЗС, но и за счет реконструкции и переоборудования старых объектов. Эксперты говорят о дальнейшей концентрации бизнеса в руках крупных сетей, хотя полное разделение рынка среди них вряд ли произойдет, так как небольшое количество успешных собственников АЗС останется в крупных городах, а в нынешней ситуации ожидать быстрого прихода сетей в маленькие населенные пункты не приходится.

 

В декабре 2008 г. операторами заправочного бизнеса через сеть автозаправок, которая насчитывает 6117 единиц, было реализовано светлых нефтепродуктов на сумму 2779,4 млн. грн. По данных Госкомстата, порядка 70% этой суммы приходится на моторный бензин  и почти 30% - дизельное топливо. В натуральном показателе реализовано моторного бензина 315,4 тыс.т, дизельного топлива - 133,8 тыс.т. В структуре реализации 63,4% занимали марки бензина А-94-98; 29,7% – А-90-93 и 6,9% – А-72-80.

По оценке разных операторов, большую часть (88%) занимают заправки с реализацией жидкого топлива (бензин, дизель), порядка 9% – нефтяного газа (пропан-бутана) и порядка 3% – природного газа (бутана). Наибольшее количество АЗС находится в Киеве и области, следом идут Крым, Донецкая, Харьковская, Одесская области, район Дне­пропетровска-Запорожье, Львовщина. Наиболее рентабельные АЗС расположены на трассах, особенно на въезде в крупные города. Здесь и поток транспорта выше, и чаще происходит заправка полного бака. В областных центрах размещена примерно четверть АЗС, около 40% находится в прочих городах, и около трети располагается на трассах и в сельской местности. Однако цифры эти в разных регионах различны, и чем больше население областного центра, тем выше концентрация там АЗС. Так на Одещине и Харьковщине половина АЗС региона размещается в пределах областного центра, в Сумах и Виннице их 25-30% от всего количества в области, а в Ужгороде лишь около 15% АЗС Закарпатья.

Отдельно стоит сказать о таком виде заправок, как «джобберы» – это независимые АЗС, которые действуют на основе франчайзинговых схем: собственники АЗС обязуются продавать только нефтепродукты компании-поставщика и работать под его торговой маркой. Как сообщает журнал «Строительство и реконструкция», раньше такая форма работы процветала, и многократно увеличивала актив заправок для крупных сетей. Джобберы получали лояльные оптовые цены и стабильный ресурс топлива, но взамен некоторые из них, как говорят представители крупных сетей, подрывали имидж бренда, продавая некачественное топливо «со стороны». Так, от франчайзинговых схем отказались нефтяные компании «Альянс» и «Лукойл-Украина», от многих джобберов избавился «ТНК-BP». Правда демонстративный отказ от таких схем многими конкурентами рассматривается лишь как PR-ход. Считается, что в условиях финансового кризиса джобберы снова получат шансы – ведь договор с существующей независимой АЗС обойдется сетям куда дешевле, нежели строительство новой точки.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top