
Украинский автомобильный рынок показал наибольшее падение
Украинские продавцы автомобилей в начале года сделали корректную оценку рыночной динамики. Как и прогнозировалось, начало года оказалось крайне неудачным для дилеров. По данным Auto-Consulting, в январе в стране было продано порядка 21 тыс. новых машин, что на 55% ниже аналогичных прошлогодних показателей. При этом кардинально меняются предпочтения украинцев - основной спрос сейчас сконцентрирован в сегменте автомобилей стоимостью до 100 тыс. грн. Данная тенденция позволила продавцам «ВАЗов», Geely и Chery не только не потерять, но и существенно увеличить свою рыночную долю. Если по итогам прошлого года на «ВАЗы» пришлось менее 17% продаж, то в январе марка претендует уже почти на 21% рынка. Еще более поразительные успехи демонстрируют китайские брэнды. Geely выросла с прошлогодних 2,15 до 6,85%, Chery — с 4,45 до 6,37%, что позволило им войти в тройку лидеров.
В то же время объемы премиум-сегмента сокращаются. Если в декабре прошлого года было реализовано более 230 автомобилей Lexus, то в январе нынешнего — лишь 120. Аналогичные показатели Mercedes снизились с 252 до 152 авто, BMW — со 158 до 79. Степень падения в среднем классе в январе зависела от ценовой политики дилеров. К примеру, Mitsubishi, Hyundai, Kia продавались лучше, чем ожидалось, тогда как Skoda, Daewoo, Chevrolet и ЗАЗ опустились даже ниже, чем прогнозировалось. Это лишний раз подтверждает выводы экспертов о том, что украинцы больше не будут переплачивать за машины.
В Европе продажи новых автомобилей в январе 2009 года снизились на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По сравнению с январем 2008 года, когда в Европе было реализовано 1,31 миллиона автомобилей, в январе 2009 года было продано всего 958517 автомобилей - это самый низкий уровень продаж за последние 20 лет.
Беларусские дилеры зафиксировали в январе падение спроса на новые автомобили на уровне 25%. В результате падения спроса увеличиваются постоянные издержки в расчете на одну машину. Ситуацию усугубляет девальвация национальной валюты, которая также заставляет автомобильные компании повышать цены. Тем не менее, Белорусские операторы надеются легко "отделаться" и закончить год с результатом - 25-30%.
В России было продано всего 116 500 автомобилей в январе, что на 33 % меньше, чем было реализовано в январе прошлого года. Лидером по продажам среди всех марок традиционно стала российская Lada. В рейтинге продаж по моделям первые два места по-прежнему занимают Ford Focus и Chevrolet Lacetti, а на третье неожиданно поднялась Toyota Camry. По оценкам экспертов Ernst & Young, по итогам полного 2009 года продажи новых автомобилей в России сократятся на 25-30 %. При этом изменится и сама структура рынка в пользу машин отечественного производства.