
Кризис вынуждает производителей фанеры искать новые ниши
Экономический кризис приведет к спаду или значительному замедлению роста почти во всех экономиках мира. По прогнозам МВФ, крупнейшие развитые экономики сократятся в
На фоне экономического спада наблюдается снижение производства и потребления фанеры. Ввиду высокой процикличности строительной отрасли сокращение рынков фанеры будет наибольшим в тех странах, в которых строительство занимает относительно большую долю в структуре потребления фанеры. Согласно исследованию Trade Marketing Research «Тенденции развития мирового рынка клееной фанеры: возможности для российских экспортеров», наибольшее суммарное сокращение рынков фанеры ожидается в США. Во Франции же падение рынка будет наиболее резким и достигнет 16.6% в
Меньше всего должны пострадать страны с относительно небольшой долей строительства в структуре потребления фанеры. Так, в Италии, где основной сферой потребления фанеры является мебельная промышленность, внутренний рынок сократится на 2.3% в
Это означает, что ориентация продаж на рынки Германии, Италии и Великобритании позволит снизить потери производителей фанеры от экономического кризиса. Вместе с тем, на рынках Великобритании и Германии до сих пор существует значительный потенциал увеличения российского экспорта за счет вытесненения производителей из других стран. Подобный потенциал сохраняется и в Нидерландах, где доля российского экспорта также крайне мала.
Ресурсом для увеличения российского экспорта станет, прежде всего, обесценение рубля и, в меньшей мере, падение внутренних цен на сырье. В краткосрочном аспекте падение курса российского рубля, составившее около 30% по отношению к среднему уровню
В долгосрочном аспекте конкурентоспособность российских производителей сохраняется на достаточно высоком уровне. В странах-конкурентах России на мировом рынке, за исключением ряда стран Восточной Европы, увеличение производства в будет сдерживаться дефицитом сырья. Снижение внутренних цен на российский круглый лес также будет способствовать сокращению издержек российских производителей. Но существенное увеличение доли российских предприятий на внешнем рынке едва ли возможно без повышения качества производимой продукции, так как эластичность спроса на российскую фанеру остается достаточно низкой. По нашим расчетам, эта величина для доли импорта березовой фанеры в ЕС составила лишь 0.482, что означает необходимость снижения цен на 20% для увеличения доли на рынке на 10%.
В итоге наиболее перспективными рынками сбыта для российских фанерщиков мы считаем рынки трех европейских стран: Великобритании, Германии и Нидерландов. В перечисленных странах спад на рынке фанеры будет происходить по умеренному сценарию (за исключением Нидерландов), что означает большую легкость выхода для новых поставщиков. Второе важное преимущество этих стран состоит в значительном потенциале увеличения экспорта в эти страны за счет вытеснения с них продукции из стран-конкурентов России.