Рынок безалкогольных напитков продолжает падать
По итогам 2008 года рынок безалкогольных напитков сократился на 9,5% — до 173,9 млн дал, по сравнению с 2007 г. Хотя еще в начале прошлого года производители рассчитывали как минимум на рост в 5%. По мнению операторов, отрицательная динамика рынка объясняется достаточно прохладным летом 2008 года и началом экономического кризиса, сообщает Бизнес. В начале 2009 года, динамика рынка безалкогольных напитков не нормализовалась — продажи продолжают падать. По информации Госкомстата, в I квартале этого года производство безалкогольных напитков уменьшилось, по сравнению с 2008 г., на 35-40%. В апреле произошел некоторый рост, но о прошлогодних показателях продаж пока говорить не приходится. Эксперты падение продаж в 2009 г. напрямую объясняется прохладной весной.
Сложившаяся на рынке ситуация заставляет операторов очень осторожно подходить к вопросу прогнозирования объемов продаж безалкогольных напитков в Украине. Например, некоторые компании ссылаются на данные британского маркетингового агентства Canadean, которое предварительно прогнозирует снижение продаж всех напитков (алкогольных, безалкогольных, готовых горячих напитков и др.) в Украине в 2009 г. примерно на 3% по сравнению с предыдущим годом. Но эти данные в украинских условиях вряд ли можно воспринимать как истину. Некоторые производители предполагают падение рынка в 2009 г. на 4-5% за счет снижения спроса на дорогие нишевые напитки, сообщает Бизнес. Но таким оптимизмом пропитаны не все игроки рынка. Большинство прогнозирует спад продаж по итогам текущего года в размере 15-20%. Причина столь ощутимого падения — значительное снижение платежеспособности граждан. Ведь спрос на безалкогольные напитки примерно на 50% носит импульсивный характер, что предполагают постоянное наличие у потребителей “лишних” денег, а в условиях финансового кризиса граждане становятся крайне осторожными в своих тратах. Поэтому, по словам экспертов, производителей безалкогольных напитков может спасти только очень жаркое лето. В этом случае продажи прохладительных напитков могут стабилизироваться, и падение рынка по итогам года будет не очень большим — 5-10%.