
Обзор российского рынка гипсокартона
Рынок гипсокартона жестко связан с рынком строительства и ремонта, которые сильно пострадали из-за кризиса. Если ранее ежегодный прирост российского рынка составлял порядка 20%, то уже в 2008 году объем производства составил 262 млн. м2, что на 2% меньше, чем в
Однако, несмотря на все сложности, у российского рынка гипсокартона большой потенциал, связанный в основном с невысокой степенью насыщения, сообщают аналитики ABARUS Market Research. На сегодняшний день Россия производит менее 2% от объема мирового рынка гипсокартона. Основная доля мирового рынка принадлежит США, где производится 42% (7 млрд. м2) от объема мирового рынка гипсокартона. В России в настоящее время на одного человека расходуется в среднем порядка 1,8- гипсокартонных плит в год, в Москве этот показатель значительно выше –
Импортная продукция занимает около 10% рынка и представлена в сновном несколькими брендами бывшей BPB, гипсокартоном Lafarge, а также продукцией китайских производителей. К тому же внутренний производитель – Knauf – продолжает импортировать продукцию из своих западно-европейских подразделений. 2008 год, несмотря на начало кризиса, был отмечен резким ростом импортных поставок гипсокартона в страну – до 34,1 млн. м2. Именно за счет этого прирост рынка гипсокартона в 2008 году оказался положительным – плюс 4% при сокращении внутреннего производства на 2%. По оценкам аналитиков ABARUS Market Research, не исключено, что будет трехкратное снижение импорта в
Объем экспорта из РФ пару лет назад составлял 10-12 млн. м2, но в 2007 году наметился спад, который в 2008 году усугубился. Сокращение в позапрошлом году, по мнению игроков рынка, было вызвано запуском новых заводов Knauf и Lafarge в Украине, а также растущим спросом в самой России. Причиной спада в 2008 году стал кризис, который рынки сбыта из СНГ почувствовали раньше, чем Россия, и сократили закупки. Основным экспортером является компания Knauf. Крупнейшими рынками сбыта – Украина, Казахстан и другие страны СНГ, а также Монголия.
Жизненный цикл гипсокартона как продукта на российском рынке до кризиса находился в стадии роста. В ближайшие 4-5 лет он мог бы достичь стадии зрелости, но теперь этот период откладывается на 2-3 года — до 2011-2012 гг. После чего высокий уровень активности на рынке будет сохраняться до тех пор, пока потребление гипсокартона на душу населения в стране не достигнет
Результаты 2009 года во многом будут зависеть от общей экономической активности. Отечественное производство в текущем году примет значение около 180-190 млн. м2, поскольку падение в I полугодии было значительным. Даже с учетом импорта, который в