logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор российского рынка стеклотары

Объем российского рынка стеклотары в 2008 году в стоимостном выражении составил около 1,35 млрд. дол. По оценкам экспертов, если в сегменте стеклобанок потребности превосходят производственные возможности, то в сегменте стеклобутылок дефицит уже можно считать уходящим явлением. Объемы производства в натуральном выражении в 2008 г. превзошли объемы потребления, а объемы экспорта - объемы импорта. Средний годовой прирост рынка стеклобутылок за период 2005-2008 гг. составил 22,9%.  

Рассматривая структуру производства стеклобутылок по цвету, следует отметить, что в 2008 году продолжилось некоторое снижение производства бесцветных бутылок. Кроме того, в 2009 году некоторые производители объявили о вводе в эксплуатацию новых линий по производству цветного стекла. Это связано с постепенным насыщением рынка прозрачных бутылок и некоторым дефицитом, остающимся на рынке цветных бутылок. По оценкам компании Abercade, около 55% от всех произведенных бутылок в России являются бесцветными. В сравнении с показателями 2007 года выросло производство бутылок из коричневого и зеленого стекла, которые используется в основном  для розлива пива. Также увеличилось производство стекол с особой цветностью. В основном, такие бутылки производятся по заказу производителей эксклюзивной ликероводочной продукции. 

 

Самые востребованные из производимых бутылок - это емкости объемом 0,5, 0,7 и 0,75 л. На бутылку объемом 0,5л приходится около 50% рынка. Популярность бутылки данной емкости, обуславливается ее универсальностью. В такую емкость разливается значительный ассортимент крепкого алкоголя, пива, безалкогольных напитков и кетчупов. На долю бутылок объемом 0,25 литров приходится 10% от всех производимых бутылок. Потребителя тары такого объема являются производители слабоалкогольных  напитков и воды. Доля бутылок емкостью 0,33 литра занимает в 2008 г. около 15% всего рынка – это связано, прежде всего, с производством пива и газированных напитков в таких бутылках.


В последнее время объемы импорта стеклотары неуклонно снижаются, что связано, прежде всего, с увеличением отечественного производства. Уже сегодня, после ввода новых мощностей по производству стеклотары, российские производители в состоянии практически на 100 % обеспечить рынок бутылкой. Кроме того, импортные бутылки, как правило, дороже российских, и их использование снижает прибыль компаний. Стоимость бутылки российского производства на 20—30 % ниже стоимости импортной, что связано с меньшими логистическими и таможенными издержками. В настоящее время доля импортных бутылок в общем объеме рынка составляет 2,2%, сообщает компания Abercade. Импорт, в основном, обеспечивает спрос на высококачественную пищевую стеклотару. При этом в продуктовой структуре импорта доминирующее положение занимают бутылки, основными потребителями которых являются производители алкогольных напитков и пива. В частности, за счет импорта удовлетворяется потребность российских потребителей в эксклюзивных бутылках. Кроме того, стабильным спросом на российском рынке пользуются импортные бутылки из цветного стекла. Стеклобутылки поставлялись в Россию в 2008 году более чем из 35 стран. Безусловно, основные поставки приходились на страны СНГ – 43,9% от общих объемов. Также значительные объемы стеклобутылок были импортированы из Польши – 15,6% и Великобритании – 9,7%.

 

За последние годы в России наблюдалась тенденция наращивания объемов экспорта стеклобутылок. Данный рост экспорта объяснялся, прежде всего, наращиванием объемов продаж компаний. Однако в 2007-2008 годах объемы экспорта стеклобутылок снизились. В сравнении с показателями 2006 года, в 2007 году данное снижение составило 23,73% (в 0,5 л исчислении), а в 2008 году экспорт увеличился незначительно. И, хотя, в разрезе данных общего объема рынка, данный показатель не столь существенен (в абсолютном выражении, объемы снижения экспортных поставок составляют  3,4 % от уровня объема рынка в этом периоде), перелом тенденции повышения экспортных поставок налицо. Структура российского экспорта стеклобутылок по направлениям поставок характеризуется традиционной ориентацией на страны СНГ. Основные объемы экспорта приходятся на Казахстан и Украину – 77,5% всего экспорта (из них в Казахстан отправляется 53,1% от всех объемов экспорта), а также Азербайджан и Киргизию - в сумме более 16,2%. Основной объем экспорта занимает бутылка 0,5л, на нее приходится около 80,5% от общего объема экспорта. Бутылки 0,25л занимают вторую позицию по объему экспорта, ее доля составляет 3,6%. Следующая по объему экспорта бутылка объемом 0,33л (3,5%). Такую структуру можно объяснить более слабым развитием рынка стеклотары стран СНГ по сравнению с Россией.

Объем потребления в 2008 году увеличился на 63,4% по сравнению с 2005 годом. Объем производства увеличился  в 2008 году на 68,7% по сравнению с 2005 годом. То есть производство росло, почти таким же темпом, что и потребление, чуть-чуть его опережая. Основными потребителями стеклобутылки являются производители пива, ликероводочной продукции, вина/шампанского, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, а также пищевых продуктов. Повышение спроса на стеклобутылку стимулируется ростом производства пива, вина и прочих напитков, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения. Кроме того, дополнительный спрос на пищевую стеклотару формируется в результате увеличения доли стеклянной упаковки и снижения использования оборотной тары. Однако экономические трудности, с которыми столкнулась большая часть населения России, уже в 2009 году, несомненно, замедлят рост рынка стеклянной бутылки. Постоянно растет спрос на эксклюзивные, в том числе сувенирные, бутылки. Производители стараются отвечать требованиям рынка и пытаются наладить производство этой продукции. Сегодня все больше потребителей стеклотары перестают заказывать сувенирные бутылки за границей (в Чехии, Германии, Италии, Австрии и т. д.) и переключаются на более дешевую и в то же время качественную российскую продукцию.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top