Украинский рынок мобильных терминалов
За 9 месяцев 2009 г. украинцы приобрели около 2,97 млн. мобильных терминалов, что на 51,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. (6,1 млн.). При этом потратив 386,1 млн. долл. США против 1,164 млрд. долл. США за аналогичный период 2008 г. – падение составило 66,8%. Средняя себестоимость мобильного терминала по итогам продаж за 3 квартала 2009 г. составила 130 долл. США (3 квартала 2008 г. – 191 долл. США).
Доля смартфонов и коммуникаторов в общем объеме проданных мобильных терминалов составила 11,6% против 10,1% за 3 квартала 2008 г.
В первую пятерку производителей мобильных телефонов по результатам трех кварталов вошли: Nokia (53%), Samsung (23%), Sony Ericsson (12%), LG (8%) и Motorola (2%). По отношению к аналогичному периоду 2008 г. произошли следующие изменения: увеличили свою долю Nokia на 11 процентных пунктов (далее – п.п.) и LG – на 5 п.п., уменьшили свои позиции Samsung на 14 п.п., Sony Ericsson – на 2 п.п. и Motorola на 1 п.п. В сегменте смартфонов и коммуникаторов лидирующую позицию занимает компания Nokia, доля продукции этой компании составила 76% (три квартала 2008 г. – 65%). На втором месте находится компания Samsung, занявшая в отчетном периоде 8% рынка смартфонов и коммуникаторов. Тройку лидеров замыкает Sony Ericsson с рыночной долей в 6%. Прочие бренды суммарно занимают 10% рынка.

Увеличилась доля терминалов с поддержкой стандарта мобильной связи третьего поколения UMTS и составила в отчетном периоде 24% (три квартала 2008 г. - 17%). А вот доля терминалов, имеющих встроенный беспроводный интерфейс Bluetooth уменьшилась с 68% (три квартала 2008 г.) до 60% (три квартала 2009 г.). В сегменте смартфонов и коммуникаторов стремительно растет доля устройств оснащенных модулем Wi-Fi, по итогу трех кварталов наличие достигло 68% (9 месяцев 2008 г. – 34%). Порядка 45% смартфонов и коммуникаторов оснащены GPS модулями.
По-прежнему в продажах лидируют бюджетные модели мобильных терминалов. Так, за 9 месяцев 2009 г. доля терминалов стоимостью менее 70 долл. США выросла до 39% (9 месяцев 2008 г. - 20%). Сегмент «70-100 долл. США» остается неизменным и составляет 11%. На 3 п.п. уменьшилась доля сегмента «100-130 долл. США». Доля ценового диапазона «130-200 долл. США» увеличилась на 3 п.п. Сегмент «200-300 долл. США» уменьшился на 9 п.п., сегмент «от 300 долл. США» снизился на 10 п.п. Спрос сместился в бюджетный сектор, дорогие терминалы стоимостью свыше 300 долл. США (преимущественно смартфоны, коммуникаторы и имиджевые телефоны) существенно сдали свои позиции.
По оценкам аналитиков Unitrade Group, в 2009 году потребителям будет реализовано порядка 4,1 млн. мобильных терминалов, что на 2,5% больше оценки данной нами в начале года. В денежном выражении рынок составит порядка 541 млн. долл. США. Доля смартфонов и коммуникаторов в общем объеме проданных мобильных терминалов составит около 12%.