logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Обзор российского рынка смесителей

Рынок бытовых смесителей в России условно можно разделить на 2 большие группы: смесители отечественного и импортного производства. Стоит отметить, что к импортной группе относятся более современные однорычажные смесители, которые оснащены большим количеством дополнительных функций. А двухвентильные больше характерны для российских производителей. Что касается дизайна, то в условиях жесткой конкуренции производителей это едва ли не главный козырь в борьбе за покупателя.

 

Динамика российского производства смесителей несколько своеобразна. Согласно аналитикам ABARUS Market Research, в 2002–2003 гг. выпуск был стабильным и держался на уровне 3500 тыс. смесителей в год. Потом, в 2004-2005 гг. производство смесителей в стране стало уменьшаться. В 2006 г. производители решили наверстать упущенное, и выпуск увеличился более чем в 2 раза по отношению к предыдущему году – до 5200 тыс. В 2007 г. снова произошло снижение, так как были значительные остатки продукции с прошлого года. В 2008 г. на дальнейшее снижение производства повлиял еще и кризис. Производство смесителей столкнулось с кризисом в августе 2008 г. В текущем 2009 г. смесителей производится примерно на 40% меньше. По первым итогам 2009 г. можно ожидать объем производства на уровне 70% от 2008 г., т.е. около 2000 тыс. шт.

 

Экспорт российских смесителей за рубеж в эти же годы переживал обратную динамику – самый высокий объем экспорта пришелся на 2005 г., отмеченный самым низким объемом производства, а в 2006 г., когда было произведено беспрецедентное для российской промышленности количество смесителей, на экспорт ушло незначительное количество. Зато оно снова выросло в 2008 г., почти догнав результат 2005 г. Несмотря на падение производства в 2007 и 2008 гг., экспорт оставался стабильным – скорее всего российские компании отправляют за рубеж нераспроданные товарные остатки предыдущих лет. Основными рынками сбыта отечественной продукции являются такие страны, как Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Монголия и др. Отдельные партии попадают в Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Германию и другие европейские страны. Однако не исключено, что таможенной статистикой в данном случае зарегистрирован реэкспорт смесителей через территорию России, в том числе и китайской продукции.

 

По расчетам аналитиков, доля импортных смесителей на российском рынке в 2002-2007 гг. была на уровне 65-70% с тенденцией к увеличению. В 2008 г. эта доля составила уже более 80%. Соответственно, на долю отечественных заводов в 2008 г. пришлось всего около 15-18%. Это связано, в первую очередь, с низкой конкурентоспособностью российской сантехники, ее невысоким качеством и посредственным дизайном. Сегодня бытовые смесители импортируются в Россию из целого ряда зарубежных стран. Среди них – Китай, Германия, Болгария, Италия, Венгрия, Испания, Финляндия, Франция, Швеция, Турция и т.д. Мировой рынок сантехники фактически поделен между пятью основными компаниями: American Standard (США), Roca (Испания), Sanitec (Финляндия), Villeroy&Boch (Германия) и Kohler (США). Широко их продукция представлена и на российском рынке. Абсолютным лидером поставок смесителей на территорию РФ является Китай – в 2007 г. его доля составила почти 55% от общего объема импорта, оставив позади себя Германию (12%) и Болгарию (12%). Вполне вероятно, что в будущем году доля китайского импорта достигнет 60%, а может быть и больше.

 

Объем продаж бытовых смесителей в России, как импортных, так и отечественных моделей, по оценкам экспертов, ориентировочно равен 1,3-1,4 млн. штук в месяц. Объем рынка в 2008 году составил 17,4 млн. шт. (рост к 2007 году 31%), при этом 14,6 млн. шт. приходилось на импорт (прирост 57%), а 2,8 млн. (отрицательный прирост 30%) – составила продукция собственного российского производства. Итого получается, что 84% отечественного рынка в 2008 г. занимали импортные смесители.

 

Российских производителей спасает лишь то, что большая часть строящегося жилищного фонда укомплектовывается именно отечественной сантехникой. Это дает гарантированную долю на рынке, но не способствует коммерческому развитию отечественных компаний. Основной причиной нелегкого положения на рынке российских производителей чаще всего называется экспансия китайских производителей. Другой причиной вытеснения российских производителей бытовых смесителей с рынка является их чрезвычайная инертность. Российские заводы до сих пор выпускают модели, которые были введены в производство еще в советские времена. Эти модели проигрывают по сравнению со смесителями китайских производителей, которые, в отличие от российских заводов, моментально реагируют на малейшие изменения в потребительских предпочтениях.

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top