
Рейтинг крупнейших торговых сетей Украины
Топ-50 розничного ритейлера Украины по количеству торговых точек осталась неизменной по сравнению с 2008 годом, сообщает консалтинговой группы GT Partners Ukraine. Безусловным лидером по количеству магазинов среди торговых сетей Украины, как и в прошлом году, является сеть дискаунтеров «АТБ-маркет», которая на конец 2009 года насчитывала 372 магазина и охватывала 14 регионов. Только в декабре компания поставила новый рекорд по открытию новых торговых точек — 19 магазинов в месяц. В целом за год «АТБ-маркет» открыл 83 магазина.
Вторую позицию рейтинга также уверенно сохраняет Fozzy Group (ТМ Fozzy C&C, «Сільпо», «Фора»), которая за 2009 года расширилась на 16 магазинов (до 298) и покрывает 24 региона Украины.
Третью позицию рейтинга, несмотря на закрытие торговых точек, заняла сеть «Фуршет». При общем уменьшении количества площадок (99 магазинов в 2009 году против 102 в 2008 году), за 2009 год «Фуршет» открыл 5 новых магазинов.
Четвертый в рейтинге — «ПАККО-холдинг» («Вопак», «Пакко»), проблемы с кредитными ресурсами которого значительно тормозят развитие компании: за год компания открыла три новых магазина, а два закрыла.
На пятую позицию рейтинга в 2009 году ворвался новый игрок - компания «Евротек». За последние два года компания заключила успешные сделки M&A. Это позволило только за 2009 год открыть 74 новых магазина и объединить в одну компанию 5 розничных брендов — «Фреш», «Арсен», «Квартал», «Союз», Fresh-Market.
Рекорды по открытию новых магазинов в 2009 году ставили в основном региональные сети дискаунтеров. Прорыв совершила компания «Украинский ритейл» («Брусниця»), которая входит в состав «СКМ», подконтрольной Ринату Ахметову. За 2009 год сеть пополнилась 32 новыми магазинами, в результате сеть выросла до 68 точек. Благодаря этому компания взлетела в рейтинге за год с девятого на шестое место, потеснив «ЭКО» (ЭКО-маркет), Volwest Group («Наш Край», «Наш Край-экспресс») и «Квиза Трейд» («Велика Кишеня», «Просто маркет»).
В лидерах по количеству открытых в 2009 году магазинов есть и новички рынка: Rainford — 29 новых магазинов и «Торговая сеть №1» («Добрый купец») — 28 точек. При этом сеть «Добрый купец» начала работу только в 2009 году. Также новичком-2009 в кризисный год стал литовский оператор «ЦЕНТР-Т», открывший 11 магазинов под брендом Novus. Одновременно с этим из списка исчезли «Большая ложка», «Вестер», «О’КЕЙ», «МД Ритейл», «Тристан», «Ален», «Оливье». Именно за счет поглощения этих сетей нынешним лидерам открытий 2009 года удалось расширить свои сети.
Эксперты и представители торговых сетей единодушно сходятся во мнении, что в 2010 году произойдет существенный рост рынка. Компании, которые в прошлом году не стремились к открытию новых площадок, заявляют о масштабном прорыве в 2010 году. Развиваться будут те сети, у которых есть доступ к инвестиционным ресурсам, поскольку доступных кредитных средств нет. Так, «Велика Кишеня» планирует увеличить продажи в сети на 20-25% в 2010 году, при условии, что потребление в стране останется на сегодняшнем уровне. При этом уже в первом квартале этого года откроется не менее 6 супермаркетов, а в целом за 2010 год планируется открытие 20 новых магазинов. Новые магазины будут открываться за счет внутренних ресурсов компании, в основном, на арендуемых площадях. «Украинский Ритейл» также продолжит в 2010 году стратегию открытия магазинов на арендованных площадях. В планах компании в I квартале открыть более 25 магазинов под брендом «Брусниця» и запустить вторую очередь распределительного центра. Планов на национальное развитие, или быть представленными в Киеве пока нет. «АТБ-маркет» в этом году планирует открытие более 80 дискаунтеров, при этом наиболее приоритетными для развития являются Донецкая, Луганская и Харьковская области.