
Рентабельность клинингового бизнеса существенно сократилась
По словам участников рынка клининговых услуг, спрос на их услуги, снизившись на волне кризиса вдвое, все еще остается минимальным. Объемы работ за последний год уменьшились в 1,5-2 раза. Больше всего пострадал сегмент уборки после строителей, что связано с консервацией многих объектов. Заметно урезали бюджеты торговые и офисные центры. В клининговых компаниях отмечают, что заказчики пытаются ограничиться минимальным поддержанием чистоты. Кроме того, как сообщает Деловая Столица, если ранее заказывали генеральную уборку ежемесячно, то теперь — раз в два-три месяца.
В начале кризиса многие компании вообще планировали отказаться от услуг специализированных фирм, обзаведясь штатом собственных уборщиков, но сейчас, по словам операторов рынка, наблюдается обратная тенденция. Потеряв часть клиентов, клининговые агентства вдвое снизили цены, так что пользоваться их услугами теперь дешевле, чем оплачивать работу штатных сотрудников. К примеру, тарифы на уборку офисных и торговых комплексов, ранее стартовавшие с 4-10 грн./кв. м, сейчас составляют 2-5 грн., приведение здания в порядок после строителей снизилось в цене с 12-20 грн./кв. м до 6-12 грн. И это далеко не итоговые расценки, так как на рынке процветает демпинг.
По словам операторов рынка, сегодня существенно снизила рентабельность этого бизнеса. Так, если до кризиса норма прибыли составляла 15-30%, то сейчас по контрактам на обслуживание госструктур — 3-7%, коммерческих — до 10%. Тем не менее, как сообщает Деловая Столица, этот рынок не утратил привлекательности ни для старожилов, ни для новичков. Емкость сегмента клининговых услуг в Киеве составляет порядка 120 млн грн. в год. При этом поступления в 10 млн грн. обеспечивают муниципальные структуры, около 35 млн — финансовые учреждения, по 5 млн — Центральный вокзал и «Укртелеком» с филиальными отделениями, 15 млн — аэропорты, 30 млн — торговые и офисные центры и пр. Получить свою долю этих денег стремится все больше предпринимателей, тем более что вход на рынок совсем невелик. За последний год из бизнеса официально не ушла ни одна компания, а общее количество клининговых фирм увеличилось до 350-400.
По прогнозам предпринимателей, в