Китайские производители обуви увеличивают объемы производства
В то время как кризис испытывает рынки и компании по всему миру, китайские производители обуви увеличивают объемы производства. Правда, если ранее рост прибыли обувной промышленности Китая обеспечивали заморские потребители, то сейчас основными покупателями являются отечественные предприятия. Напомним, титул крупнейших в мире обувных производителей и экспортеров закрепился за Китаем в начале 90-х. В Китае, как отмечает ChinaPRO, обувь шьют более 4 млн рабочих на 20 000 предприятий. Средняя месячная зарплата китайского обувщика составляет $150.
Ежегодно в Китае производится более 10 млрд пар обуви, что составляет порядка 70% мирового объема. В 2008 г. КНР экспортировала 8,12 млрд пар обуви общей стоимостью $28,8 млрд. В самом Китае за этот же период было продано порядка 2 млрд пар, что позволило заработать $44,12 млрд. Объем обувного экспорта из Китая вырос в 1,38 раза, а его стоимость – в 2,34 раза. Объем импорта вырос в 16 раз, импортная стоимость – в 35,55 раза. По статистике, опубликованной на сайте ООН, в 2007 г. общая стоимость товарооборота обуви в мире составила $134,8 млрд, из них на Китай пришлось $24,6 млрд, или 18% от мировых показателей. Это в очередной раз подтвердило лидерство КНР на мировом обувном рынке.
В 2008 г. китайская обувь в основном поставлялась в США и страны Евросоюза. Эксперты отмечают также важную тенденцию в экспорте китайской обуви - увеличение доли частных компаний в объемах экспортных поставок, которые способны оперативно реагировать на изменяющиеся условия рынка с соответственным корректированием собственной стратегии. Всего в 2008 г. в Китае насчитывалось 13 848 предприятий, занимающихся экспортом обуви. Из них 6 776 поставили товаров на годовую сумму менее $100 000. В то же время всего 20 предприятий, классифицируемых как средние и крупные, осуществили в 2008 г. поставки на $100 млн.
В 2009 году тенденция снижения объема и стоимости экспортных поставок обуви продолжилась из-за мирового финансового кризиса и антидемпинговой политики со стороны Евросоюза и Перу. Снижение спроса происходило более высокими темпами, чем в конце 2008 г. В июне 2009 г. была зафиксирована самая низкая стоимость экспорта за последние десять лет. Всего в первой половине 2009 г. Китай в общей сложности экспортировал 3769 млн пар обуви на $12 050 млрд, что соответственно на 7,9 и 5,6 % меньше, чем за аналогичный период 2008 г. Средняя экспортная цена одной пары составила $2,2, снизившись по сравнению с первой половиной 2008 года на 2,4%.
Основными импортерами китайской обуви сегодня являются США, страны ЕС и Африки. При этом на фоне снижения поставок обуви в США, страны Евросоюза и Россию наметился рост экспорта в страны Африки, АСЕАН и Ближнего Востока. Известно, что за пять месяцев 2009 г., как сообщает ChinaPRO, Китай экспортировал 750 млн пар обуви в США (на 15,2% меньше, чем за такой же период 2008 года) – это 23,4% от общего объема экспорта китайской обуви. В страны Евросоюза – 570 млн пар обуви (на 9,9% меньше) – 18% от общего объема экспорта, в Африку – 420 млн пар (доля в общих поставках – 13%). Объем экспорта в последнем направлении увеличился по сравнению с первыми месяцами прошлого года на 30,5%. В африканские страны из Китая поставляется в основном недорогая резиновая и пластиковая обувь. Средняя экспортная цена за одну пару составила всего $1, что на 16,5% меньше, чем в 2008 году.