
Украинский рынок свадебной и вечерней одежды меняет структуру
Украинский рынок свадебной и вечерней одежды находится на этапе первичного насыщения. По мнению экспертов, прирост количества молодоженов в докризисные года вызвал интерес к бизнесу свадебных нарядов и аксессуаров, ведь ежегодные темпы прироста уже составляли 15-20%. По словам операторов рынка, на долю свадебных и вечерних нарядов приходится 10-20% в продажах повседневной одежды. Исходя из розничных цен, объем рынка такой одежды в 2009 году составил около 1,6 млрд долларов. На каждые 10-12 тыс. жителей крупных городов приходится минимум один салон-магазин “парадной” одежды. Как отмечает Бизнес, продажи таких магазинов подвержены сезонности: 70% продаж приходится на апрель — сентябрь. Что же касается вечерней одежды, то спрос на нее наблюдается накануне новогодних и рождественских праздников. Две трети продаваемого на данном рынке товара предназначено для женщин, тогда как среди представителей сильного пола праздничного дресс-кода придерживаются не более 5-10%.
Если говорить о структуре свадебных нарядов, то импорт и украинское производство представлены в соотношении 50/50. Массовый пошив подвенечных платьев и костюмов преобладает над индивидуальным пошивом, а услуги по их прокату практически не пользуются успехом. Серийный выпуск моделей свадебной одежды наладили некоторые ателье, работающие на внутренний рынок и на экспорт в Россию, Белоруссию и другие европейские страны. Остальные — это ателье индивидуального пошива. Как отмечает Бизнес, в ближайшее время равновесие на рынке будет нарушено в пользу импорта, спрос на который растет из-за изменений в потребительском поведении украинцев и маркетинговой активности иностранных производителей.
В сегменте вечерней одежды преобладает спрос на индивидуальные наряды, поэтому большинство производителей работают по индивидуальному заказу. В структуре продаж преобладает одежда эконом- и премиум-сегмента. Как отмечают операторы, товаров среднего сегмента практически нет из-за индивидуальности спроса. Массовый пошив вечерних нарядов в Украине нерентабелен из-за засилья дешевой китайской продукции no name и “серого” импорта. По словам экспертов, чтобы сделать собственные изделия конкурентоспособными, необходимо вложить средства в модернизацию устаревшего оборудования швейных фабрик, что приведет к удорожанию готовых изделий на внутреннем рынке.
Продажи “парадной” одежды заметно снизились в прошлом году, особенно в специализированных точках, через которые реализуется около 85% свадебных нарядов и примерно 40% вечерних. Чтобы “перекрыть” сокращение спроса на 10%, как отмечает Бизнес, производители увеличили экспортную активность, однако также столкнулись с некоторыми трудностями. Среди изменений в структуре спроса, отмечают рост продаж на 20% так называемых «коктейльных» платьев.
По прогнозам участников рынка, в 2010 году на рынок могут выйти новые игроки, которые имеют хорошие шансы раскрутиться и подменить ушедших с рынка. В этом году, по мнению экспертов, сохранится тенденция к приобретению более практичных нарядов, которая прервется, как только страна начнет преодолевать кризис. Доля индивидуального пошива и спрос на прокат свадебных платьев будет сокращаться и дальше.