logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок пива Украины: анализ

В 2010 украинский рынок пива стабилизировался, но за время спада структура продаж ведущих производителей претерпела заметные изменения. По данным аналитиков "Пивное Дело" рынок стал более поляризованным и динамичным, появились новые экономичные и премиальные марки, но сократились продажи массовых брендов. Лидеры по-разному реагировали на сложившиеся тенденции и получили различные результаты, а малые производители в целом показали неплохой прирост продаж.

В 2009 году украинский рынок пива перешел от стагнации к спаду, связанному с последствиями экономического кризиса. По нашей оценке, основанной на данных торгового баланса, спад составил 7% до 267.7 млн. дал. В первой половине 2010 года наметилась тенденция к стабилизации – относительно 2009-го торговый баланс сократился всего на 2.4%. По итогам 2010 года можно ожидать сохранение натуральных объемов или даже небольшой рост рынка ввиду устойчиво жаркой погоды в июле-августе.
Динамика роста розничных цен на пиво относительно докризисного периода немного замедлилась, но все же оставалась высокой. Поэтому, несмотря на негативные натуральные показатели 2009 года, в денежном выражении украинский рынок вырос примерно на 6% до 18.1 млрд. грн. Стабилизация продаж в перовой половине 2010 года означала рост рынка в деньгах примерно на 15% до 10.6 млрд. грн.

В 2009 году, в связи с резким падением гривны рынок пива в долларовом выражении сократился на 30% примерно до $2.3 млрд. Полугодовая динамика рынка пересчитанного в долларах США, зависит от базы расчетов, поскольку межбанковский курс гривны в 2009 году заметно отличался от официального. Так расчеты на основе курса НБУ показывают рост рынка пива в первом полугодии 2010 года на 11%, а на основе межбанковского курса – рост на 15% до $1.33 млрд.

При условии стабильности гривны, рост рынка пива в долларовом выражении во второй половине 2010 года будет продолжать опережать рост в гривнах, что связано с резким падением национальной валюты в августе-ноябре 2009 года и последующим ее восстановлением. По итогам 2010 года объем украинского рынка пива может составить около $3 млрд., что будет все же меньше показателя 2008 года.

В 2009 году розничная стоимость пива выросла на 13%, что примерно соответствовало уровню инфляции – 12.3%, но опережало уровень роста цен на продукты питания – 10.9%. Все составляющие в структуре розничной стоимости пива возросли. Наиболее существенным было повышение акцизной составляющей (на 47% в общем объеме средней стоимости). Также, согласно нашим расчетам, весьма существенно увеличилась наценка производителей (+30%), при этом себестоимость производства пива росла медленнее (+10%). Практически неизменной осталась совокупная наценка дистрибуторов и розничных торговцев (+1%). НДС вырос пропорционально розничной стоимости – на 13%.

За рубеж поставляется порядка 10% произведенного в Украине пива, при этом порядка 80% экспортных поставок приходится на компанию «Оболонь». В 2009 году экспорт пива сократился на 3.2% до 34 млн. дал, из-за уменьшения поставок в Беларусь и Молдову. Россия - основной потребитель недорогой украинской продукции – даже немного увеличила закупки. Однако первая половина 2010 года отражает негативную динамику, в первую очередь, обусловленную падением экспорта в Россию. Впрочем, как рост, так и это падение были обусловлены не рыночными процессами, а формированием запасов продукции у российских дистрибуторов в преддверии повышения акцизов. По этой же причине следует ожидать еще более низких итоговых показателей по экспорту пива в 2010 году.

Импорт пива в Украину сравнительно невелик, составляя менее 1% рынка в натуральном выражении и около 2% - в денежном. При этом, более половины поставок из-за рубежа приходится на российские бренды, преимущественно компании Efes. В 2009 году на фоне сокращения премиального сегмента импорт упал на 24% до 1.45 млн. дал. Но первая половина 2010 года показала неожиданный прирост поставок почти по всем направлениям. Импорт увеличился на 33% почти до 1 млн. дал. Можно констатировать, что обеспеченные любители пива стремятся расширить свои предпочтения. Однако, на наш взгляд, рост импортного пива сдерживает неадекватное позиционирование, например, среднеценовые российские бренды «Старый Мельник» и «Невское» в рознице стоят дороже лицензионного Miller.

В развитии ценовых сегментов за год произошли заметные сдвиги. Можно говорить о поляризации пивного рынка, поскольку в первой половине 2010 года выросла доля дешевых и дорогих брендов. Произошло это, соответственно, за счет среднеценового сегмента, в котором представлены массовые бренды ведущих компаний. Впрочем, для экономичного сегмента можно говорить о стабилизации продаж после резкого взлета, а в премиальном сегменте возникла тенденция роста. Далее перераспределение долей будет рассматриваться только с точки зрения конкурентных позиций компаний и запуска новых брендов. Но в контексте поляризации рынка стоить отметить выросшую инициативу украинского потребителя, выбор которого стал боле рациональным и определенным.

В региональном разрезе рост экономичного сегмента за счет среднеценового происходил практически по всей Украине…

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top