logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок угля: обзор

В 2011 г. поступление украинских углей для коксования на отечественные КХЗ может снизиться по сравнению с прошлым годом на треть. Компенсировать дефицит российским углем не получится, и планы отрасли по наращиванию выплавки чугуна и стали уже оказались под вопросом.

По данным «Укркокса», для выплавки запланированных 28,5 млн. т чугуна в 2011 г. необходимо 24,8 млн. т угольного концентрата. При этом, по оценке ассоциации, объемы добычи украинского сырья не превысят 12,83 млн. т, что на 29% ниже предыдущего года. Столь резкое сокращение угледобычи потребует существенно, до 11,9 млн. т, увеличить импорт сырья для коксования. По данным ОП «Металлургпром», потребность в импорте может быть несколько ниже – 8,5-10 млн. т, однако даже эти объемы обеспечить будет проблематично.

Официальных данных Минуглепрома о перспективах угледобычи в 2011 г. до сих пор нет и оперировать в оценке ситуации отраслевые объединения могут лишь исходя из собственных расчетов.

«Поставки украинских угольщиков пока остаются на уровне соответствующего периода 2010 г, однако в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться», – считает генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт.

Впрочем, уже при нынешних объемах производства украинских углей уже недостаточно, что вынуждает КХЗ наращивать импорт. На сегодня доля привозных углей в шихте достигает до 45%. При дальнейшем росте стального производства может возникнуть дефицит и импортного сырья. Тем более что по итогам первых двух месяцев уже просматривается тенденция сокращения ввоза российских углей. В январе-марте 2011 г. импорт углей для коксования вырос на 9% до 2,39 млн. т, при этом поставки из РФ сократились на 14% – до 1,5 млн. т. Перекрыть сокращение импорта российского угля удалось за счет увеличения более чем в два раза поставок из Казахстана, США и Канады.

По оптимистичным прогнозам в 2011 г. в Украину будет ввезено 7,5 млн. т углей из России, поставки из дальнего зарубежья составят, в лучшем случае, порядка 3 млн. т, основной объем которых придется на «Метинвест Холдинг».

В то же время, как отмечает А. Старовойт, на сегодня на шахтах Кузбасса ситуация аналогична украинской. Из-за снижения объемов добычи углей хорошо спекающихся марок не хватает даже местным предприятиям и металлурги РФ могут пролоббировать вопрос сокращения поставок в Украину.

Не исключает А. Старовойт и вероятность переориентации части экспорта углей из Кузбасса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, в Китай.

«Низкий объем экспорта из Австралии сохранится до конца года и для сохранения роста металлопроизводства страны АТР будут вынуждены переориентироваться на сырье из других регионов, прежде всего из Индонезии и Российской Федерации. Есть опасения, что угли из Кузбасса могут уйти в Китай: расстояние практически одно и то же, при этом китайцы могут предложить россиянам более выгодную цену, чем мы», – говорит А. Старовойт.

Напряженность с поставками российских углей в Украину, по мнению гендиректора, не снизится и после восстановления полноценных поставок углей из Австралии.

Надежды на быстрое развитие Эльгинского и Южно-Якутского угольных месторождений пока не оправдываются. Достичь ожидаемых 10 млн. т добычи и транспортировки из этих регионов в ближайшие 2-3 года не удастся. Кроме того, есть риск, что развитие этих месторождений может замедлиться в связи с появлением мощного конкурента в Монголии – запасы Tavan Tolgoi, крупнейшего в мире нетронутого месторождения коксового угля, оцениваются предварительно в 6,5 млрд. т.

«По качеству эти угли не уступают сибирским, а условия угледобычи существенно лучше, так что не исключено, что инвестиции (в т.ч. китайские, российские) могут быть перенаправлены для интенсификации развития этого месторождения», – не исключает гендиректор «Укркокса».

Шахты даром не нужны

В целом ситуация 2011 г. остается неопределенной и, не исключено, что дефицит углей может сорвать планы металлургов по наращиванию объемов производства.

Решением проблемы дефицита углей для украинской металлургии, хоть и не в ближайшей перспективе, может стать повышение эффективности угледобывающих предприятий Донбасса и строительство глубоководных портов. В то же время, вялые попытки государства привлечь частный капитал в развитие отечественных шахт по-прежнему не находят отклика у инвесторов.

«Для развития даже самых перспективных шахт Донецкого угольного бассейна требуются громадные инвестиции и особого рвения со стороны бизнеса в этом направлении я не вижу. По моему мнению, даже если даром будут эти шахты отдавать, сегодня за них никто не возьмется», – считает глава «Укркокса».

По его словам, строительство глубоководных портов, требующее значительно меньших инвестиций по сравнению с углепромом, за последние годы также не продвинулось ни на миллиметр.

В свою очередь, как отмечает А. Старовойт, дальнейшее ужесточение дефицита углей может все же вынудить металлургические ФПГ активнее заняться реализацией этих проектов, а также ускорить внедрение энергосберегающих технологий. Расход кокса на украинских метпредприятиях сохраняется в среднем на уровне 540 кг. на тонну чугуна, хотя мировой опыт показывает, что этот показатель можно сократить до 300-350 кг. Вслед за «Донецксталью», по пути использования технологии вдувания пылеугольного топлива уже пошли «Запорожсталь» и Алчевский МК. В 2011 г. внедрение ПУТ возможно на ММК им. Ильича. На подходе, по прогнозам, также «АрселорМиттал Кривой Рог» и «Азовсталь». К 2020 г. производство чугуна с применением технологии ПУТ, как ожидается, составит 90%, а если проблема с поставками углей будет усугубляться, то жизнь может заставить металлургов выйти на массовое применение ПУТ уже в 2015-2017 гг. «Сокращение расхода кокса – единственный для металлургов путь для минимизации дефицита углей и снижения зависимости от импорта, других вариантов нет», – резюмирует А. Старовойт.

По данным: ugmk.info

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top