logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок краски: обзор

Если в 2010 г. рынку лакокрасочных материалов удалось удержаться на плаву и даже кое-где нарастить объемы, то в текущем году это маловероятно. Уже в I кв. 2011 г. спрос на продукцию существенно упал из-за ее подорожания на 20-30%. До конца сезона, как прогнозируют эксперты, цены на ЛКМ вырастут еще на 10%.

Производители ЛКМ пытаются делать хорошую мину при плохой игре – в нынешнем сезоне рынок находится в таком сложном положении, в каком не бывал даже в предыдущие кризисные годы. Если в 2010 г., по данным директора ДП «Капарол Украина» Павла Зможного, производство ЛКМ выросло на 7% (в т. ч. органо-растворимых на 5%, водно-дисперсионных на 10%), то сейчас тенденции другие.

«Ситуация плачевная», - откровенничает начальник отдела продаж ТД «Лакма» Ирина Тимошенко. И объясняет, что поскольку ЛКМ являются нефтесодержащей продукцией, а цены на нефть растут, то дорожает и конечный товар. «Как может быть лучше, если цены растут – и на энергоносители, и на нефтепродукты?», - сравнивает она ситуации начала 2011 г. и 2010 г. В частности, стоимость нефти в I кв. выросла с $90-95 до $105-155 за баррель, а двуокиси титана – основного сырьевого компонента ЛКМ – на 2 тыс. грн. за тонну. «Это вообще катастрофа», - характеризует ситуацию эксперт.

Вследствие этого ряду производителей за последние три месяца уже пришлось повысить цену на свою продукцию на 15-25%. Как уточняет директор по маркетингу ПП «ЗИП» Сергей Коваленко, цены на органическую продукцию выросли на 10-15%, а некоторые продукты подорожали до 40%. «Цены в 2010 г. мы вынуждены были поднимать на незначительный уровень, но изделия нашего производства для конечного покупателя по-прежнему доступны потребителю», - говорит менеджер по связям с общественностью ООО «Снежка-Украина» Галина Данилюк. И осторожно намекая на дальнейшее удорожание продукции объясняет, что это не прихоть лакокрасочных предприятий, а реальность украинской экономики, где растут цены на все ресурсы.

Очередная волна подорожания пройдет уже в апреле-мае. Затем возможно кратковременное затишье, но в связи с традиционным летним повышением спроса, вызванным ремонтом школ, детсадов и других учреждений, не исключено, что и летом цены подрастут. В целом, по прогнозам И. Тимошенко, до конца года ЛКМ подорожают еще на 10%. «Возможно, это коснется не всех сегментов. Но растворители подорожают однозначно», - говорит она.

Выдерживают не все

Ввиду такого активного роста цен сбывать продукцию производителям становится все сложнее. Г. Данилюк, как и другие участники рынка стройматериалов, надеется на развитие инфраструктуры к Евро-2012, и, соответственно, на увеличение заказов со стороны государства. На другие госзаказы надежды меньше – финансирование ремонта государственных и коммунальных учреждений, которые являются крупными потребителями ЛКМ, уменьшается или в лучшем случае остается на прежнем уровне. Так что на прежние объемы потребления продукции они никак не выходят. К тому же, рассказывает И. Тимошенко, все чаще госучреждения стали задерживать оплату по счетам – если раньше рассчитывались через три дня, то сейчас месяцами не платят. «Например, сейчас есть продавцы и производители, у которых еще январские счета не проплачены», - говорит она.

Ударил по производителям и Налоговый кодекс, из-за которого им стало невыгодно работать с мелкими посредниками-СПДшниками. Традиционно они были крупным каналом сбыта продукции, но сегодня он «пересыхает» с каждым днем.

На фоне таких проблем кажется неудивительным, что на плаву осталось лишь полдесятка украинских производителей (ПП «ЗИП», Коростеньский, Черкасский, Нежинский лакокрасочные заводы) и предприятия с иностранными инвестициями, работающие на украинских мощностях.

Закрытое пространство

Впрочем, не для каждого СП сезон стартовал успешно. Так, ООО «Тиккурила» пытается одновременно продавать и дорогую краску одноименной торговой марки, и свою же ТМ «Колорит», стоящую втрое меньше. Правда, судя по фрагментарному присутствию указанной продукции в рознице и нежелании комментировать ситуацию, можно сделать вывод, что сезон для компании начался не лучшим образом.

В ООО «Снежка-Украина» уверяют, что даже несмотря на кризисные явления 2009-2010 гг. динамика производства предприятия в 2010 г. осталась достаточно стабильной. А приостановку производства зимой Г. Данилюк называет каникулами и объясняет, что на заводе уже много лет существует традиция в праздничные дни устраивать «отдых», поскольку зимние месяцы для отрасли ЛКМ – несезонные.

В свою очередь, по словам П. Зможного, ДП «Капарол Украина» в 2010 г. увеличил объемы производства всей продукции на 59%. Но о прогнозах и планах на 2011 г. на предприятии пока не сообщают.

ТМ Triora (ПП «ЗИП») сообщают о том, что за первые два месяца 2011 г. произвели на 55% больше продукции, чем в АППГ. «За этот период торговая марка нарастила свою долю рынка на 3% и прочно заняла свою позицию в тройке лидеров рынка», - сообщают в компании, правда, не уточняя, насколько успешно идут продажи. И все же их словам можно поверить – эта марка одна из немногих неплохо представлена в строительных супермаркетах, вдобавок у компании есть собственная сеть филиалов по всей Украине. В то же время большого выбора торговых марок не предлагают даже крупные торговые сети – обычно там можно найти не более 3-4 ТМ средней и ниже средней ценовой категории и 2-3 наименования дорогих красок.

Эксперты объясняют такую ситуацию не только «специфическими условиями захода» в супермаркеты, но и недостаточно высокой квалификацией маркетологов компаний-производителей. Соответственно, на заветных полках и в корзинах покупателей оказываются лишь самые гибкие. Как объясняют эксперты, несмотря на существенный крен спроса в сторону самого низкого ценового сегмента, успешно продаваться удается и маркам средней ценовой категории, лишь бы были грамотно выстроена дилерская сеть и гибкая маркетинговая политика. «Нужно уметь прогибаться под рынок, особенно под крупных клиентов», - говорит И. Тимошенко.

«Прогиб», по наблюдениям С. Коваленко, касается, прежде всего, цены и качества – многие производители, пытаясь удержать рос цен на продукцию и сохранить клиентов, опустили планку качества до неприемлемого уровня. Поэтому остаться и более-менее успешно работать на рынке сумеют те, кто, несмотря на резкий крен рынка в сторону супер-дешевой продукции в 2011 г., сможет сохранить качество по приемлемым ценам.

По данным: ugmk.info

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top