logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Промышленность Украины: обзор

В мае украинская промышленность, несмотря на улучшение показателей промпроизводства в годовом измерении, к апрелю показала весьма скромный рост в 0,9%. Не упасть к уровню прошлого месяца удалось только за счет прироста в добывающем секторе.

За 5 месяцев 2011 г. промышленность продемонстрировала прирост в 8,5%. В мае, несмотря на высокую сравнительную базу, рост к соответствующему месяцу 2010 г. ускорился до 8,6% - это выше, чем показатели предыдущих двух месяцев. Правда, по отношению к апрелю 2011 г. майское увеличение производства оказалось небольшим - 0,9%, при этом наилучшие показатели продемонстрировала добывающая промышленность (+4,6%), в то время как показатели перерабатывающей составили всего +2,1%.

Позитивные показатели добывающей промышленности обеспечил прирост добычи руд (агломерированных 5,1% и неагломерированных 4,5%).

На фоне рудного сектора удручает добыча углеводородов, где продолжается спад, обусловленный постоянным недоинвестированием в обновление добывающих мощностей, разведку и ввод новых месторождений.

Сложной остается и ситуация в нефтепереработке: если в мае выпуск бензинов вырос на 5,6%, то дизтоплива сократился на 6,7%. В числе основных причин – сокращение поставок сырья на НПЗ и ГПЗ (за 5 мес. на 20,6%, на 948,1 тыс. т), а также простой Одесского НПЗ («ЛУКойл»), и остановка на ремонт Шебелинского ГПЗ.

Весной для стабилизации ценовой ситуации на АЗС «Нафтогаз» начал перерабатывать нефть на Лисичанском НПЗ, планируя увеличить объем до 100 тыс. т в месяц. Посредством аукционов НАК должен был вывести на рынок дополнительные объемы нефтепродуктов, однако, проведя 4 тендера из-за высокой стоимости топлива НАК так и не смог реализовать ни одной тонны.

Среди базовых отраслей перерабатывающей отрасли в прошлом месяце лучше остальных отработали металлурги (+1,2%) и химики (+1,1%), в то время как машиностроители удовлетворились всего 0,8%.

Металлургия могла отработать и лучше, но, по данным «Металлургпрома», в мае отрасль столкнулась со снижением спроса на внешних рынках.

Для химиков май оказался благополучным благодаря «дешевому» газу владельца крупнейших предприятий отрасли Дмитрия Фирташа. По словам бизнесмена, теперь газ поставляется из Средней Азии: «управляющая компания Ostchem закупает его и транспортирует до украинской границы, откуда его импортируют напрямую сами заводы». Цена закупаемого структурами Фирташа газа составляет $230-250 за тыс. куб. м, что дешевле импорта «газпромовского» газа в мае ($280-297,5 за тыс. куб. м).

Не оправдались прогнозы Минпромполитики, которое ожидало в мае увеличения выпуска продукции машиностроительной отрасли на 5-10% по сравнению с апрелем. Прогнозировалось также, что предприятиям энергетического и химического машиностроения удастся достичь 10% прироста и увеличить объем производства до 728 млн. грн., в тяжелом и транспортном машиностроении - до 2,5 млрд. (+10%).

В реальности же машиностроение, показавшее самый низкий прирост среди базовых отраслей, снова «подвели» вагоностроители. В прошлом месяце один из основных вагонзаводов – Крюковский – выпустил только два грузовых вагона. И это при том, что в апреле их было произведено 900. Одна из вероятных причин – переориентация на выполнение заказов по пассажирским вагонам для парка «Укрзализныци».

Не лучше обстояли дела и с другими подотраслями, которые традиционно демонстрировали прирост: производством электродвигателей (-2,1%), трансформаторов (-13,7%), кранов (-8,3) и грузовиков (-22%) и с/х техники: бороны (-10,9%), сеялок (-34%), тракторов (0%). Среди основных причин - низкий спрос на внутреннем рынке. Так, аграрии, несмотря на дефицит техники, не имеют достаточно средств для обновления хозяйства.

Транспорт

Наилучшие показатели отмеченыв секторе ж/д перевозок (3%).

Так, выросло отправление строительных материалов на 31,1%, химических и минеральных удобрений - на 44,4%, цемента - на 8,3%, лома черных металлов - на 12,9%, лесных грузов - на 12,4%, каменного угля – на 8%, кокса - на 2,7%, железной и марганцевой руды - на 5,6%, черных металлов - на 5,4%, нефти и нефтепродуктов - на 2,4%. В то же время отправление зерна и продуктов помола снизилось на 8%.

Автоперевозки грузов, наоборот, сократились на 6%, основной причиной этого можно назвать подорожание топлива.

По данным Мининфраструктуры, показатели работы морских портов растут, однако до максимального докризисного уровня им еще далеко. Так, в мае этого года грузопереработка составила 9,96 млн. т в сравнении с 54,1 млн. т в мае 2008 г. Транзит в прошлом месяце вырос до 3,5 млн. т, но не дотягивает до 22,2 млн. т в мае 2008 г.

К тому же отнюдь не все морские гавани демонстрируют рост: в мае показатели грузоперевалки не смогли улучшить Мариупольский (-16,2%) и Ильичевский (-6,7%) МТП.

***

В период «пиковой» активности перевозок в августе-октябре промышленность столкнется с проблемой транспортировки продукции, поскольку уже сейчас у «Укрзализныци» наблюдается дефицит грузовых вагонов.

В сложившейся ситуации УЗ придется искать ресурсы на закупку новых вагонов, либо продолжить практику ограничительных мер на вывоз вагонов за рубеж, либо привлекать вагоны частных перевозчиков, как это было в прошлом году. Учитывая, что ж/д администрация не имеет средств для существенного обновления парка, вероятными выглядят два последних сценария.

По данным: Ugmk.info

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top