logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Особенности поискового поведения в Интернете

Ежедневно, более 43млн человек пользуются поиском «Яндекса» из них 48%- мужчины, 52% - женщины. К такому выводу пришли аналитики компании comScore согласно исследования – об особенностях поискового поведения мужчин и женщин, проведенного в марте 2011.

 

Весной 2011 года «Яндекс» с помощью технологии Матрикснет -научился автоматически определять пол пользователей поиска. Матрикснет учитывает около трехсот закономерностей в поисковом поведении пользователей и при этом каждый раз оценивает вероятность того, насколько правильно определен пол того или иного пользователя.

 

Для этого исследования использовались данные о поисковом поведении пользователей, пол которых был определен с точностью не менее 70% – около 15 млн мужчин и около 15 млн женщин. Пол остальных пользователей был определен с меньшей вероятностью, поэтому данные об их поведении не учитывались. Таким образом, в исследовании речь идет о типичных поисковых запросах и сессиях мужчин и женщин, а поведение каждого конкретного человека может отличаться от этих средних данных.

 

1. Поисковая активность мужчин и женщин

 

По данным поиска «Яндекса», общая поисковая активность мужчин и женщин практически не различается – она совпадает с активностью всех пользователей Яндекса в среднем. Единственное заметное отличие – в количестве времени, которое пользователи тратят на поиск. Мужчины и женщины, пол которых был определен с точностью не менее 70%, ищут быстрее, чем пользователи «Яндекса» в среднем. Возможно, это связано с тем, что они задают к поиску больше типичных запросов – наиболее характерных для мужчин или для женщин.

 

 

2. Формулировки поисковых запросов

 

Основные различия между поисковым поведением мужчин и женщин – в самих поисковых запросах. В этом разделе поисковые запросы сравниваются по нескольким параметрам, начиная от тех, где разница между мужчинами и женщинами минимальна, и заканчивая теми, где она заметнее всего.

 

2.1. Длина запросов и опечатки

 

Мужские запросы немного короче женских – в среднем 3,2 слова против 3,5. При этом мужчины делают опечатки чуть чаще, чем женщины – в 12% и 11% запросов соответственно. И то, и другое отчасти связано с тем, что женщины чаще копируют в поисковую строку длинные цитаты – запрос получается длинным, а ошибиться в нем невозможно.

 

        Цитаты в поисковых запросах

        [ушей нет, а слышит, рта нет, а кричит, ума нет, а все языки знает]

        [Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи семь основных стадий]

        [В дождь как из Ветхого завета мы с удивительным детиной плечом толкали из кювета забуксовавшую машину]

 

2.2. Запросы в форме вопросов

 

Женщины чаще общаются с поисковой системой на естественном языке. Например, они задают больше запросов в форме вопросов – то есть с использованием вопросительных слов. Так сформулированы 3,3% мужских запросов и 4,2% женских. Среди запросов со словами «что» и «как» и у мужчин, и у женщин наиболее популярны [что такое любовь] и [как правильно целоваться]. Запросы [что посмотреть из фильмов 2010] и [как заработать в интернете] чаще задают мужчины, а [что приготовить на ужин быстро и вкусно] и [как похудеть] – женщины.

 

2.3. Запросы с названиями цветов

 

По данным поиска «Яндекса», названия цветов чаще встречаются в женских запросах, чем в мужских (в 0,5% и 0,3% запросов соответственно). Самые популярные цвета у представителей обоих полов – красный, белый и черный. Самый «женский» цвет – то есть такой, про который женщины спрашивают чаще, чем мужчины, – коричневый, а самый «мужской» – синий.

 

 

2.4. Запросы с названиями городов

 

Женщины чаще мужчин добавляют в запросы названия городов (в 3,7% и в 2,9% запросов соответственно). Задавая такие запросы, и те и другие часто ищут различные организации и объекты инфраструктуры, компании, хотят купить что-либо, найти работу, сориентироваться на местности или узнать прогноз погоды.

 

По данным поиска «Яндекса», и мужчинам, и женщинам одинаково нужны банки, рестораны и учебные заведения. У мужчин сильнее интерес к вокзалам, такси и автосервисам, а у женщин – к фитнес-центрам, больницам и государственным организациям (жилищно-коммунальные предприятия, налоговые инспекции и т.п.).

 

Среди запросов, не связанных с организациями, особенно «мужскими» оказались запросы про газеты объявлений и спорт, а особенно «женскими» – про недвижимость.

 

 

2.5. Запросы с числами

 

Числа встречаются в мужских запросах в 1,7 раза чаще, чем в женских (в 15% и 9% запросов соответственно). В мужских запросах это в первую очередь артикулы различных товаров, в женских – даты и разнообразные номера.

 

По запросам с числами заметно, что женщины ищут очень много всего, связанного с детьми, – числа в женских запросах часто обозначают номера детских садов, школ и классов в школе, а также возраст детей.

 

 

2.6. Запросы с латиницей

Латиница присутствует почти в трети мужских запросов и всего в 13% женских. Такая большая разница связана с тем, что мужчины часто ищут названия брендов и софта. Среди женских запросов на латинице около 40% составляют адреса сайтов, по ошибке введенные в поисковую строку, и запросы, набранные в неправильной раскладке клавиатуры.
 
По данным поиска «Яндекса», «мужские» бренды в первую очередь связаны с техникой и гаджетами (наиболее популярны Nokia, iPhone, Hyundai, Sony Ericsson и iPad), «женские» – с косметикой, одеждой и турфирмами (Avon, Coral Travel, Oriflame, Victoria’s Secret и Pegas Touristic).

 

 

3. Содержание поисковых запросов

 

3.1. Поисковые интересы

 

Мужчины и женщины задают запросы на самые разные темы – и нет такой, которая интересовала бы только мужчин или только женщин. Тем не менее, соотношение запросов разной тематики у пользователей разных полов неодинаковое. По данным поиска Яндекса, самые «мужские» темы – то есть такие, которыми мужчины интересуются сильнее, чем женщины, – это ИТ и компьютерные игры, а самые «женские» – отношения между людьми, дети и поиск работы (рис. 5).

В рамках одной и той же темы мужчины и женщины часто ищут разные вещи. Например, среди всех предметов мужчин больше всего интересует электроника, а женщин – одежда и аксессуары (рис. 6). Досуг у мужчин состоит в основном из спорта и приготовления еды, а у женщин – из приготовления еды и походов в театры, музеи и рестораны.

 

Мужчин и женщин в равной степени интересуют автомобили, запчасти и всевозможные автомобильные аксессуары (хотя среди организаций мужчины ищут автосервисы и автосалоны гораздо чаще, чем женщины).

Разницу между мужскими и женскими интересами можно проследить также по запросам с определенными словами. Со словом «рецепт» и мужчины, и женщины часто ищут кулинарные рецепты, но у мужчин, кроме того, популярны «рецепты» для компьютерных игр. Со словом «абонемент» и мужчины, и женщины ищут абонементы в фитнес-центры, но у мужчин популярны также абонементы на спортивные соревнования, а у женщин – в бассейны, солярии и spa-салоны. Еще несколько подобных примеров – на рис. 7.

 

 

3.2. Поисковые цели

 

У большинства запросов можно определить не только тематику, но и цель, с которой их задают. Традиционно все запросы группируют в три большие категории – информационные, навигационные и транзакционные.

 

Особенно разнообразны информационные запросы. Часть из них связана с потребностью решить конкретную практическую задачу – например, [салат с авокадо], [как отключить автозапуск в flowplayer], часть касается нормативов, документации и т.п. – например, [ГОСТ на асбест листовой], [санитарно-гигиенические требования]. Но большинство из них – разнообразные теоретические вопросы, от заданий из кроссвордов до научных проблем – например, [царевич военный вождь троянцев], [полкласса как пишется], [суть идеи синергетики]. Среди этих групп самая «мужская» – документация, а самая «женская» – теоретические вопросы.

 

Навигационные запросы в основном связаны с поиском сайтов, компаний и организаций – чаще всего их ищут по названию, реже спрашивают про схемы проезда и конкретные адреса. Мужчины чаще вбивают в поисковую строку названия сайтов, а женщины – названия компаний и организаций.

 

Транзакционные запросы – такие, задавая которые, пользователь хочет совершить конкретное действие – купить слона, забронировать гостиницу и т.д. Часто такие запросы содержат характерные уточняющие слова. Например, женщины чаще мужчин хотят «смотреть онлайн» или «скачать» что-либо. Мужчины чаще интересуются покупками, причем ищут не только сами предметы, но также отзывы и тематические форумы о них.

 

 

Сходства и различия мужчин и женщин ярко проявляются в узких категориях запросов, где указано конкретное намерение. Например, и мужчины, и женщины хотят [купить] автомобиль и квартиру, но мужчины кроме того – ноутбук, iPad и PlayStation Portable, а женщины – дюфастон, котенка и билеты на поезд. Другие примеры подобных за просов – на рис. 9.

 

 

4. Сходства и различия поискового поведения мужчин и женщин

 

Портрет типичного мужчины (по данным поиска «Яндекса»)

 

Каждый день, когда мужчины ищут Яндексом, они задают в среднем 6,1 запроса. На 54% вопросов они находят ответ сразу, а на остальные – в среднем за 5 минут 25 секунд. Средняя длина мужских запросов – 3,2 слова. 12% мужских запросов содержат опечатки, около трети – латиницу. В 2,9% запросов мужчины вставляют названия городов, в 15% используют числа, в 0,3% указывают цвета, а 3,3% формулируют как вопросы. Чаще всего мужчины ищут в интернете различные предметы, мультимедийные объекты и информацию, связанную со своими хобби. Они гораздо сильнее женщин интересуются компьютерами и гаджетами. Мужчины чаще ищут материалы, чтобы самостоятельно решить ту или иную проблему – например, спрашивают про документацию и отзывы о товарах и организациях.

 

Портрет типичной женщины (по данным поиска «Яндекса»)

 

Каждый день, когда женщины ищут «Яндексом», они задают в среднем 6 запросов. На 55% вопросов они находят ответ сразу, а на остальные – в среднем за 5 минут 50 секунд. Средняя длина женских запросов – 3,5 слова. 11% женских запросов содержат опечатки, 13% – латиницу. В 3,7% запросов женщины вставляют названия городов, в 9% используют числа, в 0,5% указывают цвета, а 4,2% формулируют как вопросы. Чаще всего женщины ищут в интернете мультимедийные объекты, различные предметы и компании. Они гораздо сильнее мужчин интересуются отношениями между людьми, детьми, поиском работы и здоровьем. Женщины склонны искать готовые ответы на вопросы – они чаще задают запросы, которые требуют однозначного ответа, а документацией и отзывами интересуются реже.

 

Основные цифры и факты

 

По данным поиска «Яндекса», общая поисковая активность мужчин и женщин практически не различается – она совпадает с активностью всех пользователей «Яндекса» в среднем. Мужчины тратят на поиск немного меньше времени, чем женщины.

 

Основные различия между поисковым поведением мужчин и женщин – в самих поисковых запросах.

 

Мужские запросы к Яндексу немного короче женских – в среднем 3,2 и 3,5 слова соответственно. Ошибки в запросах немного чаще делают мужчины – в 12% запросов, а женщины – в 11%.

 

Названия цветов чаще встречаются в женских запросах, чем в мужских (в 0,5% и 0,3% запросов соответственно). Самые популярные цвета у представителей обоих полов – красный, белый и черный. Самый «женский» цвет – коричневый, а самый «мужской» – синий.

 

Женщины чаще, чем мужчины, добавляют в запросы названия городов (в 3,7% и 2,9% запросов соответственно). По данным поиска Яндекса, и мужчинам, и женщинам одинаково нужны банки, рестораны и учебные заведения. У мужчин сильнее интерес к вокзалам, такси и автосервисам, а у женщин – к фитнес-центрам, больницам и государственным организациям.

 

Мужчины чаще женщин используют в запросах числа (в 15% и 9% запросов соответственно). У мужчин это в первую очередь артикулы различных товаров, а у женщин – даты и разнообразные номера. Числа в женских запросах часто обозначают вещи, связанные с детьми,– номера детских садов, школ и классов в школе, а также возраст детей.

 

Латиница присутствует почти в трети мужских запросов и всего в 13% женских. Мужчины на латинице ищут бренды и софт. Среди женских запросов на латинице около 40% составляют адреса сайтов, по ошибке введенные в поисковую строку, и запросы, набранные в неправильной раскладке клавиатуры.

 

Мужчины чаще, чем женщины, спрашивают Яндекс об ИТ и компьютерных играх, а женщины чаще, чем мужчины,– об отношениях между людьми, детях и поиске работы. Среди предметов мужчин больше всего интересует электроника, а женщин – одежда и аксессуары.

 

Мужчины чаще ищут материалы, чтобы самостоятельно решить ту или иную проблему – например, спрашивают про документацию и отзывы о товарах и организациях. Женщины склонны искать в интернете готовые ответы на вопросы – они чаще задают запросы, которые требуют однозначного ответа, а документацией и отзывами интересуются реже.

 

Приложение. Автоматическое определение пола пользователей

 

Яндекс определяет пол пользователей автоматически – с помощью технологии машинного обучения Матрикснет. Объяснить, как она работает, можно на примере.

 

Если показать человеку несколько белых предметов, он поймет, что значит «белый», и сможет находить белые предметы среди множества вещей разных цветов. Ему не помешает, что среди предметов, по которым он учился, некоторые были круглыми и мягкими, некоторые – квадратными и твердыми, некоторые – жидкими, а некоторые – сыпучими. Человек поймет, что в данном случае эти характеристики неважны, а обратит внимание только на цвет.

 

Примерно так же учится и компьютер, только он может обрабатывать гораздо больше разных факторов за гораздо меньшее время. То есть он может проклассифицировать много объектов с учетом многих параметров. Например, Матрикснет используется в ранжировании результатов поиска1.

 

Чтобы научить Матрикснет понятиям «мужчина» и «женщина», ему надо «показать» достаточное количество тех и других. Но для этого сначала надо отобрать пользователей с известным полом – а это непростая задача. В качестве основы брались данные из профессиональной социальной сети МойКруг – в профессиональной жизни люди чаще указывают о себе правильную информацию. Дальше данные обезличивались и автоматически сверялись с информацией из других источников. Отбирались только те пользователи, пол которых совпадал во всех источниках – в итоге около 500 тысяч мужчин и около 500 тысяч женщин. Именно по поисковым сессиям этих пользователей и учился Матрикснет – и выявил около трехсот важных закономерностей (при этом он учел «белое», «твердое» – отбросил). Из этих закономерностей Матрикснет построил сложную математическую формулу. По ней и определяется пол пользователя.

 

В описанном процессе есть одна дополнительная сложность. Представим себе, что человек учится различать фиолетовый, сиреневый, лиловый и пурпурный цвета. Сколько он ни будет стараться, про некоторые оттенки так и не сможет с уверенностью сказать, какой же это цвет. Он скажет только что-нибудь вроде «это скорее сиреневый, а это – похоже, лиловый». Примерно в такой же ситуации оказывается и компьютер, когда пытается определить пол пользователя по его поведению: ведь все люди очень разные, далеко не каждый укладывается в закономерности, выявленные машиной. Поэтому в каждом случае Матрикснет сообщает, насколько он уверен в своем решении. Примерно так: «Я уверен на 92%, что это женщина».

 

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top