
Автомобильный рынок: аналитические прогнозы
На днях автомаркетологи автомобильных компаний, банков и страховых компаний собрались в офисе ассоциации «Укравтопром», чтобы обсудить текущие тенденции на автомобильном рынке и в автопроизводстве Украины. «Рассматривая украинский автомобильный рынок, необходимо учитывать мировые тенденции развития отрасли. Ведь в ряде случаев ситуация на макро уровне формирует украинские внутренние тенденции», - отметил директор департамента маркетинга и промышленного анализа Георгий Овсянников.
По мнению аналитиков, с начала 2010 года произошел сильнейший слом трендов мировой автомобильной промышленности и автомобильный рынок начал свое восстановление. Автомобильный бизнес постепенно возвращает доверие инвесторов. Об этом свидетельствуют объемы привлеченного финансирования в прошлом году. Эксперты отмечают, эта отрасль уступает только банковской и страховой. Уже в начале 2011 года кривая мирового автомобильного рынка демонстрирует стабильный рост. Об этом свидетельствуют данные американского альянса автопроизводителей: в первом квартале 2011 года объем продаж легковых автомобилей в США увеличился на 20%. В Китае этот показатель составил – 12%. Автомобильный рынок СНГ также продемонстрировал рост. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, в России в первом квартале текущего года продажи легковых авто выросли на 77%. Однако, в Европе только Германия и Португалия показали положительную динамику продаж. Наши коллеги из Европейской ассоциации автопроизводителей сообщают о 1,8%-тном падении по итогам первого квартала 2011 года.
Сложной остается ситуация на японском авторынке. В стране восходящего солнца до сих пор переживают последствия природных катаклизмов, из-за которых многих местным автопроизводителям пришлось остановить производство. Больше всего это сказалось на объемах производства таких гигантов как Toyota, Nissan и Honda.
Еще одной тенденцией мирового авторынка является растущий интерес со стороны автопроизодителей к китайскому рынку. Учитывая высокие заградительные пошлины на автомобили, европейские концерны продолжают разворачивают там свое производство.
Что касается автомобильного рынка Украины, то в кризисный и посткризисный периоды многие мелкие и монобрендовые дилеры ушли с рынка, предоставив такие образом более крупным возможность занять удобную рыночную нишу и постепенно наращивать свои продажи.
По данным ассоциации Укравтопром, сегодня наблюдается тенденция к восстановлению внутреннего рынка после его существенного падения в кризисный период. Так, в первом полугодии 2011 года на 27% увеличились продажи легковых авто по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок грузовиков отметился ростом в 46%, автобусов – прибавил 39%. После низкого старта в начале года, который объясняется сезонностью потребительской активности, в марте-апреле рынок начал активно набирать обороты. В июне первичные регистрации фактически увеличились на 1,6% в легковом сегменте, на 23% в грузовом и на 38% - в автобусном. Падение темпов роста в июне обусловлено создавшимся дефицитом популярных моделей легковых автомобилей. «По сути, происходила не продажа, а раздача ранее заказанных авто», - резюмировал Михаил Сокол директор по маркетингу корпорации "Богдан".
По оптимистическим прогнозам специалистов Ассоциации, в целом рост рынка 2011 года составит 25-30%%. Этому будут способствовать такие факторы, как отложенный спрос, сформированный в кризисный период, ожидание роста цен, уменьшение банковских ставок. Сыграло свою роль в позитивном прогнозе валютное кредитование. Однако уже в июле Верховная Рада приняла закон, запрещающий выдачу валютных кредитов.
Не стоит сбрасывать со счетов и такие сдерживающие факторы, как рост цен на автомобили, их содержание и эксплуатацию, дефицит популярных моделей (особенно японских марок), рост индексов потребительских цен и коммунальных платежей, которые уменьшают объем свободных денег как населения, так и бизнеса.
Cтруктура продаж новых автотранспортных средств в первом полугодии 2011 года, демонстрирует явное доминирование импорта над внутренним производством, 70% и 30% в сегменте легковых автомобилей; 86% и 14% - в грузовом соответственно. И только на рынке автобусов украинские автопроизводители могут чувствовать себя более или менее уверенно, имея долю в 67% против 33% импорта. Такое превалирование можно объяснить государственными - под футбольный чемпионат Евро-2012 - и муниципальными программами по обновлению парка, а также активизацией программы «Школьный автобус» и экспортом нашей автобусной продукции в соседние страны.
Но последнее вряд ли должно успокаивать, ведь самый массовый сегмент рынка – именно легковой. И национальный автопроизводитель фактически потерял свою позицию на этой площадке, хотя всегда имел в своем классе (автомобили с объемом двигателя от 1 до 2л) лидирующую позицию.
Согласно данным ассоциации, производство АТС в перовом полугодии текущего года демонстрирует 55%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом 2010г. Значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом производство легковых автомобилей и составило +67% или 45’460 тис. ед. На 21% выросло производство автобусов. А в сегменте коммерческих авто произошел спад -46%.
Однако стоит учитывать низкую сравнительную базу, ведь в 2010 году отечественные автопроизводственные предприятия пребывали в жесточайшей депрессии ввиду отсутствия комплексной государственной политики в отношении отрасли. Сегодня автопроизводство оказалась в поле внимания государства, что является позитивным импульсом для всех автопроизводителей Украины.
По итогам первого полугодия 2011 года и июня-месяца лидером по производству является Запорожский автомобильный завод, корпорация «Богдан» занимает 24,5% во внутреннем выпуске АТС, 9,4% - доля ЗАО «Еврокар».
Подводя итоги, участники встречи отметили, что прогнозы аналитиков на 2011 год могут ухудшиться на 10-12%, а основной тенденцией 2012 года может стать существенное увеличение импорта автомобилей из Российской Федерации за счет поставок новых моделей, достигших 50% локализации на территории РФ.
По данным: "Укравтопром"