
Рынок строительной техники: обзор и тенденции
На сегодняшний день рынок дорожно-строительной техники переживает, как и вся экономика, сложный период. Его темпы развития характеризируются негативной динамикой. По данным аналитиков «БИЗНЕС-ФОРМАТ» согласно проведенного исследования «Обзор рынка строительной техники Украины», ожидается что в 2011 году начнется возобновление экономики Украины к докризисному состоянию, хотя скорость ее оздоровления будет значительно ниже, чем в других, развивающихся странах.
Экономическая и политическая нестабильность в Украине привели к снижению темпов строительства, что естественным образом сказалось на поставщиках дорожно-строительной техники. В докризисное время, когда в Украине интенсивно возводились различные промышленные, коммерческие и некоммерческие объекты, на дорожно-строительную технику наблюдался повышенный спрос. На отдельных субрынках спецтехники продажи увеличивались на 25-50 % ежегодно. Но с наступлением кризиса и снижением темпов строительства продажи значительно сократились.
За 2009 год, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, емкость рынка дорожно-строительной техники сократилась примерно на 76,52%. Особенно пострадал сегмент новой строительной техники. Но уже в
Такая ситуация связана с оживлением импорта, выросшего на 15,5%, а также с подготовкой Украины к ЕВРО-2012.
В условиях сокращения объемов строительных работ некоторые строительные компании вместо того, чтобы покупать новую технику, вынуждены были сдавать в аренду уже имеющееся у них оборудование. Сокращение спроса на новую технику привело к заметному росту в структуре рынка доли бывшей в употреблении спецтехники. Ранее на продажи новой техники приходилось 80% дохода фирмы, а на оказание ремонтных услуг – 20%, сейчас данное соотношение кардинально изменилось.
Так, производство дорожно-строительной техники в количественном выражении сократилось в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 54%. Однако, в 2010 году ситуация стабилизировалась и производство увеличилось на 30,7%.
В денежном выражении производство дорожно-строительной техники сократилось в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 50%, а в 2010 году увеличилось на 114% по сравнению с 2009 годом (изменение курса гривны инфляция не учитывалось).
При этом в наибольшей степени развивалось производство погрузчиков. Производство остальных видов техники в количественном выражении уменьшалось.
На рынке дорожно-строительной техники Украины представлен большой ассортимент иностранных ТМ. В основном это JCB, HAMM, CASE, BOBCAT, Atlas, LIEBHERR, CATERPILLAR, MANITOU.
В экспорте дорожно-строительной техники прослеживаются пять наиболее активных экспортеров, а именно: ЗАТ «Дрогобычский завод автомобильных кранов» (10%), ООО «Констракшн Машинери» (10%), ООО «Брейн Бау-Холдинг Дорожстрой» (9%), Виртген-Украина (9%) и «СУМИТЕК-УКРАИНА» 6%.
Экспорт
Экспорт дорожно-строительной техники в 2010 году составил 270,2 млн. грн., что на 0,72% меньше, чем в 2009 году. При этом в 2009 году в стоимостном выражении произошел рост экспорта дорожно-строительной техники относительно 2008 года на 30,92%.
В тоже время, следует отметить, что в количественном выражении цифры имеют совершенно иную тенденцию. В 2008 году было завезено 275 единиц дорожно-строительной техники. В 2009 произошло падение физических объемов экспорта на 32,36%. А в 2010 году наблюдался незначительный рост экспортируемой техники на 5,91%.
Такую разницу можно объяснить девальвацией гривни и увеличением стоимости экспортируемой техники в национальной валюте в 2009 году и коррекцией цены в 2010 году.
В структуре экспорта дорожно-строительной техники имели место значительные изменения. Так, если в 2008 году наибольшая доля принадлежала (в стоимостном выражении) автокранам (68%) и бульдозерам (12%), то в 2010 году на ведущие позиции вышли экскаваторы (64%) и погрузчики (11%). При этом доля катков увеличилась за рассматриваемый период с 0% до 7%.
Самыми дорогими товарными позициями являются бульдозеры, автокраны и автогрейдеры, чья средняя цена экспорта составляет 946 421 грн. для первых и 1 274 810 грн. – для последних.
В основном отечественные производители поставляют дорожно-строительную технику в Россию (22%) и Беларусь (10%).
Импорт
Импорт дорожно-строительной техники в 2010 году составил всего 340,5 млн. грн., что на 15,28% больше, чем в 2009 году. Однако данные показатели практически несравнимы с 2008 годом – 2,2 млрд. грн. Так, в 2009 году падение относительно 2008 года составило 86,72%.
В количественном выражении в 2009 году по сравнению с 2008 годом, произошло падение физических объемов импорта дорожно-строительной техники на 91,2%, но уже в 2010 году наблюдался рост импортируемой техники на 46,22%.
В структуре импорта дорожно-строительной техники также произошли изменения. Так, если в 2008 году наибольшая доля принадлежала (в стоимостном выражении) экскаваторам (38%), каткам (37%) и погрузчикам (20%), то в 2010 году на ведущие позиции вышли погрузчики (40%), бульдозеры (28%) и экскаваторы (21%). Доля катков упала до 8%.
Самыми дорогими товарными позициями являются бульдозеры (2,0 млрд. грн.), автокраны (1,4 млрд. грн.) и автогрейдеры (0,7 млрд. грн.).
В основном дорожно-строительная техника поставляется из Великобритании (17%) и Германии (16%).