logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Рынок керамической плитки ущел на экспорт: обзор

При общем падении рынка строительства и стройматериалов, производители керамической плитки в течение всего кризиса увеличивали объемы выпуска продукции. Зато впервые за долгие годы экспорт этой продукции превысил импорт и продолжает завоевывать иностранные рынки.

Согласно данным Госстата, за 10 месяцев 2011 г. в Украине было выпущено 50 млн. кв. м керамической плитки, что на 20,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как подчеркивает председатель набсовета Ассоциации «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий» Иван Салий, такая положительная тенденция наблюдается на рынке плитки в течение всех кризисных лет, несмотря на постоянное падение объемов строительства.

Причиной такого роста производства стал выход на полную сила производственных мощностей нескольких предприятий, запустивших новые линии в 2009-2010 гг. Но поскольку внутренний спрос на продукцию почти не изменился, увеличившись максимум на 5-6% (по другим сведениям – даже снизился), производители переориентировались на экспорт.

«Как может расти спрос среди украинцев, если строительство просело на 70%? Это только за счет частного сектора и объектов под Евро-2012. Государство отсутствует на рынке – в 2010 г. государство за средства госбюджета построило всего 0,3% жилья», - возмущается И. Салий. И добавляет, что в Европе 1,8%-е проседание рынка строительства вызвало большую озабоченность, то у нас 70%-е падение за последние годы не вызвало у государства практически никакой реакции.

Нужно отметить, что в некотором роде отечественным заводам повезло, т.к. сильней всего спрос упал в сегменте дорогой продукции, тогда как они выпускали и выпускают плитку в низком и среднем ценовых сегментах, интерес к которым остался на прежнем уровне. более того, часть клиентов, как это обычно происходит в сложные финансовые времена, переориентировалась на более дешевую продукцию.

В то же время спрос на импортную (обычно дорогую) плитку упал, несмотря на то, что ее стоимость почти не изменились. Как рассказывает директор ремонтно-строительной компании Prof.ua Иван Руденко, цены на импорт напрямую связаны с курсом валют, а т.к. существенных колебаний не было, оснований для подорожания тоже не было. Правда, в текущем году таможня повысила индикативы, что действительно повлияло на стоимость плитки у некоторых операторов, но в целом по рынку подорожание оставило максимум 5-7%.

Зато цены на отечественную продукцию выросли – по данным эксперта рынка Дмитрия Дяченко, на 15-25% в зависимости от производителя и вида товара, причем подорожание происходило постепенно, небольшими шагами 3-4 раза в год. Он объясняет эту тенденцию увеличением спроса на украинскую плитку за рубежом, особенно в России, куда ее можно продавать дороже, чем на внутреннем рынке. Естественно, производители затем решили подтянуть и внутренние цены ближе к уровню экспортных.

Традиционно влияло на подорожание плитки и повышение цен на сырье и ресурсы. По словам И. Салия, для отечественной промышленности газ обходится в по $560 куб. м, тогда как, например, в Казахстане – менее $100 за куб. м. «Все эти годы кризиса предприятия уменьшают доходность и стараются держать цены. Но держат не потому, что они правильные, а просто чтобы продать. Адекватного роста цены нет», - говорит он.

На экспорт

Несмотря на то, что пока больше половины производимой в Украине керамплитки потребляется внутри страны, увеличение объемов экспорта в последние год-полтора стало главной тенденцией рынка. Как рассказывает Д. Дяченко, в 2008 г. импорт плитки обвалился примерно втрое, а в 2009 г. благодаря росту экспорта на 10% показатели практически сравнялись. И уже в 2010 г. несмотря на 20%-й рост импорта ему впервые не удалось превысить объемы вывозимой из Украины продукции. «В 2011 г. тенденция продолжилась и укрепилась, в т.ч. благодаря введению новых производственных мощностей в Украине. А т.к. объемы потребления продукции выросли, весь ее излишек отправляли на экспорт», - объясняет эксперт.

Основными экспортерами стали близлежащие страны – Россия, Молдова, Белорусь. А по словам И. Салия, немного продукции завозится даже в Италию, т.к. она производится на завезенном из той же Италии и Испании оборудовании. По словам И. Руденко, качество украинской керамплитки ничуть не хуже, чем итальянских, чешских или польских аналогов.

Правда, ассортимент пока значительно уже, и расширять его производители не спешат – для этого нужны большие инвестиции и расширение рынка сбыта, что в сегодняшних условиях трудновыполнимо. «Возможности украинских производителей не хуже, чем европейских, но дорогие у нас сегменты производить невыгодно. Ведь необходимо закупить оборудование и производить плитку в больших объемах, чтобы достичь приемлемой рентабельности. Но сбывать такие объемы дорогой продукции некуда. К тому же, такой сегмент требует широкого ассортимента, для чего нужно еще больше оборудования и ресурсов», - объясняет Д. Дяченко.

Поэтому сегодня производители не ведут речь о переходе на выпуск более элитной продукции. Хотя некоторые из них не исключают, что при более благоприятных условиях в будущем начнут осваивать и такой сегмент. Но пока планов по увеличению мощностей у предприятий нет, как и оснований для роста внутреннего спроса, поэтому в будущем году они рассчитывают просто немного повысить цену на свою продукцию, чтобы остаться на плаву, и сохранить нынешние объемы производства.

Источник: http://ugmk.info

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top