
Операторский рынок превосходит в росте мировую экономику
Для бизнеса наступили нелегкое время: экономики мира находятся в шатком положении, напряжение и конкуренция на рынках растет, технологические достижения делают продукты рынка с одной стороны лучше, а с другой — более дорогими и сложными... Но для компаний телекоммуникацонного рынка это — вполне обычная ситуация. Анализ мирового телекоммуникационного рынка, обнародованный компанией Informa Telecoms & Media, показывает, что этот бизнес не просто справляется с подобными проблемами, но процветает, демонстрируя показатели роста выше, чем глобальная экономика.
По данным аналитиков, 40 наиболее крупных мировых операторских компаний обгоняют глобальную экономику по росту доходов примерно на 5 п.п. Так, во 2 кв. 2011 г. они продемонстрировали увеличение мирового объема продаж до 327,6 млрд долл., что соответствует годовому приросту на 6,8 %, тогда как рост мировой экономики за тот же период составил лишь 1,8%. В топ-5 мировых операторов по данным на 2 кв. 2011 г. входят AT&T, Verizon, China Mobile, NTT Group и Telefonica.
При этом такие гранды, как AT&T и Verizon получают намного более высокий доход от бизнеса, чем столь же крупные операторы-конкуренты. И все за счет предложения широкого разнообразия сервисов, на которые их пользователи год от года тратят все больше и больше, и вопреки тому, что доходы от речевых сервисов неуклонно падают.
Операторы, по мнению аналитиков, испытывают не только трудности спада мировой экономики, но и (часто) конкуренцию со стороны игроков других рынков, но, тем не менее, успешно реализуют стратегии, обеспечивающие столь высокий рост этого сегмента рынка. В качестве новых конкурентов часто выступают операторы MVNO (Mobile Virtual Network Operator — виртуальные операторы мобильной связи), усиливается давление регуляторов, ограничивающих количество операторов, которым разрешено тарифицировать терминированный трафик других сетей (так называемые MTR-операторы — Mobile Termination Rate).
Одни операторы, ориентированные на количественные показатели пользователей, достигают своих целей, продолжая развивать и внедрять такие сервисы, как IPTV, VOD (video-on-demand — видео по требованию), высокоскоростной доступ в Интернет, видеоконференцсвязь, сервисы VoIP — и спрос на эти сервисы на массовом и корпоративном рынке растет. Другие — повышая эффективность показателей, как финансовых, так и операционных.
Но хотя общий рыночный показатель EBITDA во 2 кв. 2011 г. снизился до значения 35,7% (годом ранее он составлял 36,6%), у лидеров рынка он вырос. Так, у Verizon он увеличился на 9,5 % до 32,7%, а во 2 кв. 2010 г. составлял 23,2%.
Однако и капитальные затраты AT&T и Verizon также были выше, чем у остальных операторов, они росли во 2-м кв. в основном за счет запуска сетей LTE, инвестиций в повышение проникновения смартфонов в виде предоставления субсидий на них (хотя ожидалось, что повышение ARPU за счет роста трафика данных будет компенсировать низкую начальную цену на устройства). Поэтому у AT&T показатель EBITDA по сравнению с предыдущим годом снизился на 1,2%, несмотря на рост доходов от продаж во 2 кв. 2011 г. на 2,23%. Маржа тоже снизилась из-за высокого показателя операционных расходов (OPEX), субсидирования смартфонов и уменьшения числа конечных MTR-операторов.
Аналитики полагают, что в настоящее время крупные мировые операторы нацелены в большей степени на расширение таких сервисов, как трипл-плей и квадро-плей, а по числу пользователей они нацелены, скорее, на сохранение завоеванных позиций, чем на рост абонентской базы.
Источник: Бестселлеры IT-рынка