logo
РБК-Украина
Исследования рынков

Тенденции хлебопекарного рынка 2011

Хлебопекарная отрасль в общенациональном объеме реализованных в 2010 г. пищевых продуктов и напитков занимает около 5,4%, а валовая стоимость составила 6,5 млрд грн. Но назвать сегодня хлебопекарный сектор Украины прибыльным сложно: он характеризуется сокращением объемов производства, ухудшением структуры потребления хлебобулочных изделий, снижением качества продукции и его конкурентноспособности на внешних рынках, а также медленными темпами модернизации технологических линий при высокой степени их износа.

За время независимости годовые производственные показатели хлебопекарной отрасли сократились с 6,7 млн т в 1990 г. до 1,8 млн т в 2010-2011 гг., а производство хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения – с 129,1 кг на человека в год до 39,4 кг соответственно. 
В то же время происходит массовый уход рынка в тень: 60-65% хлебобулочных изделий обходят контрольные органы и попадают на рынок из «тени», превышая официально озвученные объемы производства. Обратная сторона этой «медали» – низкий уровень качества и безопасности массового продукта. Произведенные в «тени» хлебопродукты зачастую не отвечают требованиям стандартов качества и санитарным нормам (на долю некачественной продукции приходится ежегодно около 20-25%). Но главной проблемой является качество зерна и муки из него. Учитывая непропорциональность сдерживания цен на хлеб и стоимость муки, некоторые предприятия вынуждены приобретать муку с низкими хлебопекарными качествами, применяя различные улучшители, сухую клейковину и добавки.

Отрасль ждет своих героев
Снижение прибыльности сводит «на нет» и возможность технического перевооружения хлебокомбинатов – около двух третей оборудования физически и морально устарело. Средний коэффициент использования производственных мощностей в последнее десятилетие составляет по разным оценкам около 30-40%, хотя отрасль способна производить, по мнению «Укрхлебпрома», на много большее. В последние годы сокращается количество иностранных инвесторов в украинскую хлебопекарную отрасль. Относительная стабильность в инвестировании присутствует лишь в развитых сетях HoReCa и гипер/супермаркетах, где собственная выпечка становится неотъемлемой составляющей структуры. Развитие хлебопекарной отрасли Украины и модернизация предприятий происходят за счет внутренних инвестиций крупных интегрированных холдингов с замкнутым циклом производства – от выращивания зерна до выпуска хлебопродуктов. Правда, полностью интегрированных таких компаний немного, поскольку данный метод организации производства несет дополнительные риски.

Холдинги и промышленные центры
Несмотря на большое количество предприятий, участвующих в хлебном бизнесе, ведущими игроками (55-65% рынка) вот уже несколько лет подряд остаются Холдинговая компания «Хлеб Киева», ЗАО «Укрзернопром», холдинг «Золотой урожай», ЗАО «Холдинг «ТіС», группы компаний «Формула смаку» и «Хлебодар», а также крупные региональные производители (концерн ООО «Хлебокомбинат «Кулиничевский», ЧАО «Хлебзавод Салтовский», ОАО «Каравай»).
Вместе с тем, учитывая последние тенденции укрупнения бизнеса и расширения влияния вертикально-интегрированных холдингов, на рынок стали активнее выходить и межрегиональные холдинги (ОАО «Холдинговая компания «Хлебные инвестиции», ПАО «Концерн Хлебпром» и т.д.), которые имеют производственные площадки в различных областях, определенным образом влияя и на региональные рынки.  Сегодня крупнейшие производственные мощности хлебопекарной индустрии сконцентрированы главным образом в крупнейших промышленных городах, включая Киев и областные центры.

Замороженный хлеб – всему голова
В ассортиментном аспекте более 2/3 производства приходится на традиционную хлебобулочную продукцию, остальное – изделия, компенсирующие финансовые потери от производства «социальных» сортов хлеба. Одним из перспективных хлебопеки называют сегмент замороженного хлеба, который становится новой бизнес-возможностью для многих компаний. Собственное производство становится очень выгодным как для розничной сети, так и для заведений сектора HoReCa. На рынке присутствует 4-5 крупных игроков, которые на промышленной основе производят замороженный хлеб (а некоторые и экспортируют). Лидирующие позиции среди них занимают ООО «Колос ЛТД» (ТМ «Венские булочки»), ПАО «Концерн «Хлебпром» (ТМ «Хлібна хата»), Хлебокомбинат №10 (ОАО «Киевхлеб», ТМ «Духмяне диво»), ЗАО «Холдинг «ТіС» (ТМ «Булкін. Духмяний хліб»), ООО «ДКМ Хлеб» (ТМ Boulangerie Artisan), львовское ООО «СП украинско-немецкое ПКО «Чудо-печь» (имеет более 230 франчайзинговых торговых точек), ООО «Дисконт» и др.

Предстоит большой объем работы!
Потенциал у украинских хлебопеков есть, но для создания благоприятного климата и здоровой конкуренции на рынке хлеба на ближайшее будущее необходимо принятие ряда правовых решений. Также необходим уход от понятия «социальности» хлеба, который давно уже стал частью социальной политики и создает неблагоприятные условия для развития отрасли в целом.

Источник: Мир продуктов

Закажите индивидуальное маркетинговое исследование
Наша база обширна, но, увы, не безгранична, поэтому
если Вы не нашли подходящее исследование, мы проведём его специально для Вас!
Мы получили Вашу заявку

Спасибо, мы получили Ваш запрос.
Специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Пожалуйста, заполните поля
 
Отправить
Остались вопросы?
Напишите или позвоните нам
+38 (093) 885 38 74
 
Отправить
Заказать демоверсию
 
Заказать
Купить исследование
Выберите способ оплаты
Купить
Заказать звонок
 
Заказать
On Top